Новые технологии
для гармоничного развития.

Пожалуй, все родители хотят, чтобы их детки росли умными, ловкими и адекватно взаимодействовали с окружающим миром. Для этого очень важно правильное развитие головного мозга. О современных методах стимуляции этого процесса рассказывает врач.

Елена ШАРОНОВА

Елена ШАРОНОВА,
врач-невролог Детской поликлиники «УГМК-Здоровье», врач высшей категории

Ребенок, имея хороший слух, может неправильно слышать собеседника, неправильно понимать его слова. Таким ребятишкам приходится повторять просьбу несколько раз, они далеко не сразу включаются в работу.Наш центр предлагает две замечательные по своей эффективности технологии для гармоничного развития маленьких пациентов: Интерактивный метроном и Томатис-терапию.

Томатис-терапия помогает детям улучшить слуховое восприятие, способствует созреванию слуховой коры, подкорковых систем и талямуса – своеобразного коллектора восприятия всех сенсорных образов.

В результате у ребенка улучшается речевое развитие, коммуникация, познавательные возможности. Большинство родителей замечает, что ребенок умнеет, с ним становится легче взаимодействовать, больше не нужно объяснять задачу по несколько раз, наоборот, ребенок сам отлично понимает, что нужно сделать, осознает текущее событие, самостоятельно осваивает нормы и правила поведения, значительно продвигается в плане развития моторики.

Очень многие родители удивляются, когда ребенок вдруг начинает хорошо танцевать, почувствовав ритм после курса Томатис-терапии, хотя до этого не делал никаких успехов. То же касается и рисования. Томатис-терапия стимулирует развитие творческих способностей за счет улучшения подкорковых связей, так что ребенку становится легко и интересно брать ручку, карандаш или кисть, обрисовывать контуры и штриховать. Появляется и мотивация к обучению.

Слух и его частотная характеристика развивается внутриутробно. Еще не родившийся ребенок слышит не ушами, а с помощью костной проводимости: голос мамы как бы обволакивает его. Нарушения течения беременности однозначно сказываются на формировании слухового восприятия у ребенка.

После рождения у младенца перестраивается вся система восприятия звука из-за того, что он из водной среды переходит в воздушную. Метод Томатиса предлагает пройти путь, который был нарушен внутриутробно, заново. Мы с нуля учим ухо слышать все частоты.

Те участки мозга, которые были неактивны, которые по какой-то причине не дозрели, дозревают, и мы видим колоссальные положительные изменения практически во всех сферах развития.

Во время курса Томатис-терапии ребенок через наушники слушает струнные концерты Моцарта. Музыка этого композитора выбрана не случайно, она имеет самый большой диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом, кроме того, она очень позитивна.

Музыка идет двумя каналами: стимуляции и расслабления. В процессе слушания создается впечатление, что некоторые звуки неожиданно становятся очень громкими, так что ухо старается «погасить» их. Через некоторое время музыка начинает звучать очень тихо, и ухо напрягается в попытке расслышать ее. Таким образом происходит своеобразная микрогимнастика уха, а мозг находится в постоянном тонусе. Терапевтическая программа адаптируется для каждого конкретного ребенка в зависимости от его особенностей.

Основные показания для Томатис-терапии:

Интерактивный метроном – это метод, который помогает развить чувство ритма, восстановить или укрепить моторные навыки и моторное планирование, стимулировать речевое развитие, улучшить школьную успеваемость. 

Сейчас очень много детей с диспраксиями – своеобразными двигательными расстройствами, проявляющимися неуклюжестью, неспособностью освоить какой-либо вид спорта, трудностями с формированием почерка, неумением рисовать. Метроном меняет всю систему движения, ускоряя темп принятия команды, переработки информации и ответного действия.

Детям с проблемами речи метроном помогает сформировать структуру речи, потому что речь завязана на ритме: каждая буква, каждый слог, каждое предложение имеет свой ритм.

Перед началом терапии проводится тестирование, где мы определяем проблемы, имеющиеся у ребенка, а затем формируется программа работы. Вся работа заключена в том, что ребенок слушает ритм метронома, который мы подаем через наушники, и согласовывает свои движения с этим ритмом.

Как только мы понимаем, что ребенок задачу понял и освоил, мы вводим дополнительные звуки. Добавочный звук нарушает ритм и мешает ребенку. Задача ребенка – отбросить его и сконцентрироваться на основном звуке. Этот навык хорошо помогает детям с СДВГ, детям с нарушением концентрации внимания, детям, которых очень сложно усадить за уроки.

Когда ребенок справляется и с этим заданием, мы переключаем все внимание на руки, которые являются основным инструментом учебной деятельности. Мы заставляем руки работать в разном темпе, делать различные упражнения: переворот тыл-ладошка, перекрестная работа и так далее.

Когда ребенок начинает работать руками без всяких затруднений, автоматически, мы подключаем когнитивную нагрузку: задаем ребенку вопросы, предлагаем задачи на обобщение и сравнение, например, просим выбрать из фигур на доске только треугольники или посчитать красные круги. Дети постарше читают под метроном.

В четвертой фазе терапии мы обучаем ребенка сложным движениям: раскачивание, скручивание тела, перекрестные упражнения с включением рук и ног. Эти движения очень разнообразны и учат ребенка максимально владеть своим телом. Кроме того, ребенку дается когнитивная нагрузка в зависимости от того, какую проблему нужно решить.

 

Основные показания для терапии с помощью Интерактивного метронома:

УГМК-Здоровье

 

ул. Шейнкмана, 73
Тел. (343) 283-08-08

www.ugmk-children.ru