Помните это стихотворение Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали... У меня еще нагрузки по-немецки и по-русски». А нужны ли такие нагрузки ребенку?
Ольга ДЕНИКАЕВА,
заместитель начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Большинство учреждений дополнительного образования работает с детьми от 6 до 18 лет. Для дошколят дополнительное образование как отдельная услуга на бюджетной основе предоставляется крайне редко, потому что в рамки основной дошкольной образовательной программы эти услуги уже входят.
В детском саду для ребятишек каждый день предусмотрены разные виды занятий: сегодня они читают, завтра рисуют, послезавтра танцуют, потом у них ритмика, потом лепка... И ручной труд, и креативный, и немножко производительный, и поисковый, и исследовательский, потому что разные виды деятельности как раз и развивают ребенка. Как говорил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя. Вот ребенка совершенно не надо уподоблять флюсу, чем шире сфера его интересов, чем больше он узнает, увидит и почувствует, тем гармоничнее и разноплановее будет его развитие.
Так что, если родители проводят с ребенком свободное время, гуляют с ним в выходные, ходят на лыжах, на коньках, водят его в театр и на концерты, то для нормального развития ребенка этого вполне достаточно. Дополнительно заниматься в каких-то секциях, кружках или студиях необязательно.
Однако, если ребенок проявляет интерес к определенной сфере деятельности, например, девочка очень любит танцевать, выделывать различные па, наряжаться во всякие костюмы, наверное, есть смысл позаниматься с дочкой дополнительным образованием именно этой направленности. Как правило, это платная услуга, но в интересах собственного ребенка родителям стоит пойти на дополнительные затраты и 1-2 раза в неделю по полчасика с ребенком позаниматься. Но ни в коем случае не два часа и не в режиме подготовки будущей балерины, потому что для ребенка дошкольного возраста подобные нагрузки избыточны и могут привести к серьезным проблемам как психологического, так и физиологического толка. Чувство меры прежде всего!
Как говорят мудрые: хочешь воспитать достойного ребенка, трать на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени. Для ребенка основным фактором развития в дошкольном возрасте является:
То есть с 3 до 7 лет ребенок входит в поле новых социальных норм, новых социальных отношений, он осознает, что кроме него в мире есть другие люди со своими требованиями, потребностями и особенностями. Он начинает понимать, что не один во вселенной, и вот на это как раз стоит ориентировать разные виды деятельности.
Очень популярны в этом возрасте различные виды психогимнастики, театрализованные игры. Такие занятия полезны, потому что ребятишки выступают в разных ролях, пробуют себя, пытаются как будто бы забраться в шкуру другого человека и понять, что у других людей могут быть иные эмоции и чувства. Эта дифференциация чувств и собственных эмоций – одна из задач развития в старшем дошкольном возрасте, формирование основ нравственной оценки.
Здесь мы вплотную подошли к вопросу о готовности к школе. Когда родители говорят об этом, обычно они имеют в виду умение читать и писать. Но это не так. Готовность к школе – это готовность ребенка принимать новые социальные нормы, диктуемые другим взрослым человеком, готовность выстраивать отношения в новом коллективе, готовность к нагрузке, к тому, чтобы переходить к новым учебным видам деятельности, готовность организовывать себя.
Проверить, готов ли ваш ребенок к школе, достаточно элементарно: знает ли ваш ребенок, что он наденет завтра, где это взять? Готов ли он к тому, чтобы самостоятельно подготовится к завтрашнему дню? Понятно, что в первом классе нет домашних заданий, но, тем не менее, понять, что ему понадобится на следующий день, ребенок должен.
Готовность к школе как раз и предполагает, что ребенок осознает важность своих занятий, степень своей ответственности за нее и умеет организовать свою деятельность хотя бы в таких минимальных вещах.
Так вот, если дополнительное образование способствует такому развитию, то, наверное, заниматься этим стоит. А если это натаскивание, то смысла особого нет. Очень часто папы и мамы пытаются погрузить малыша в иностранный язык. Скажем так: учить его никогда не поздно, а вот рано может быть. И когда мы пытаемся заставить ребенка учить какие-то английские или еще того хуже китайские слова, вряд ли это способствует его развитию. Наверное, надо дать дошкольнику возможность в полной мере овладеть родным языком как инструментом общения, а уже потом к нему что-то добавлять. Естественно, речь не идет о поли-лингвальных (многоязычных) семьях...
Что касается спортивных занятий, то часть детско-юношеских спортивных школ, которые оказывают бесплатные услуги, набирают детей 5-6-летнего возраста. Определенные виды спорта рассчитаны на раннее развитие ребятишек, но нужно сказать, что первые несколько лет не предполагают очень больших физических нагрузок. Обычно это общее развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата, мышц спины, то есть 5-летний ребенок не сразу начнет прыгать, кувыркаться и куда-то там летать.
Предположим, вы привели ребенка в бассейн, а его 6-летнего заставляют по 100 раз приседать, наверное, в этом случае тренер не совсем правильно работает, ему стоит обратить внимание на некоторые физиологические нормы. Так что, если ваш ребенок устает от занятий спортом так, что он расстроен, плачет, плохо засыпает, то, видимо, эти занятия являются для него перегрузкой.
Не стоит заставлять ребенка заниматься чем-то. Вообще, любое занятие дополнительного образования в дошкольном возрасте должно приносить ребенку радость.
И не нужно воспитывать в нем так называемые «волевые качества» (особенно папы этим грешат: мальчик не хочет, но мы его заставим), потому что это может привести к тяжелым последствиям. У ребенка может сформироваться стойкое отвращение к определенным видам деятельности, и вы потом почем эту ситуацию не измените. Кроме того, отношения с родителями тоже будут строиться не очень просто, поэтому вынуждать ребенка дошкольного возраста реализовать какие-то ваши мечты неразумно. Сделайте это сами.
Надо сказать, что и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте до 10-11 лет основное свойство ребенка, которое позволяет ему учиться и впитывать информацию – это любопытство. Если ваш ребенок сохраняет любопытство всю начальную школу, значит, вы все делаете правильно, основная задача начальной школы – не научить считать и писать, а сохранить интерес к учебной деятельности. Если он сохранен, то у вас была самая лучшая учительница и замечательная начальная школа.
То же самое – дошкольное детство. Это период, когда ребенок что-то пробует, ищет определенную сферу интересов. Вряд ли в этом возрасте он определится с интересами на всю оставшуюся жизнь, как правило, такое «самоопределение» – это жесткая воля родителей. Ребенку же в этом возрасте нужны разные виды деятельности, чтобы пробовать себя, любопытствовать, смотреть, заниматься...
Ребенок изучает реальность вокруг себя, впитывает большой объем информации, и, чем больше он попробует, тем лучше будет происходить его развитие. Это возраст «почемучек», и вполне естественно, что ребенок ведет себя таким образом. А вот когда ему уже в начальной школе ничего не интересно, значит, вы где-то переборщили, пережали, и вернуть это любопытство будет очень сложно.
Школы искусств как учреждения культуры несколько отличаются от обычного дополнительного образования, они всегда ставят своей целью почти предпрофессиональную подготовку и даже пытаются осуществлять определенный отбор. В дошкольном возрасте не может быть такой задачи. Разговор о том, есть у ребенка способности, скажем, к рисованию или нет, достаточно наивен. Все большие художники начинали рисовать не рано, и таланты их проявлялись не в детском возрасте. Ребенок рисует, потому что ему это интересно, ему это нравится. Мы используем самые разные техники: и пальчиками рисуем, и ладошками, и красками, и мелками, и кляксами именно для того, чтобы сохранить у ребенка ощущение, что рисовать – это здорово.
Когда кто-то взрослый говорит ребенку, что у него нет способностей – это вообще преступление против детства. Никто не знает, что «проклюнется» через 10-15 лет.
Отдельно хочется сказать о так называемых гаджетах. Надо понимать, что общение с планшетом или смартфоном – это очень примитивное алгоритмическое действие, оно не требует никакого вмешательства интеллекта. Широко известно, что пользоваться гаджетом может человек с очень низким уровнем интеллекта, даже с интеллектуальными нарушениями, причем вполне успешно. То, что ваш ребенок играет в телефоне или включает планшет и находит там какие-то игры, совершенно не свидетельствует о его хорошем интеллектуальном развитии. Более того, чем меньше ребенок будет проводить времени с такими алгоритмизирующими устройствами, тем лучше. Почему? Потому что развитие воображения ребенка такими вещами блокируется.
Компьютерные игры и многие современные игрушки предельно конкретны. Вот посмотрели вы мультфильм, где есть герой, который выглядит определенным образом. И вы идете в магазин, чтобы купить игрушку, сделанную по его образу и подобию. Так у ребенка нет стимула для развития собственного воображения.
Очень важна ситуация, когда малыш что-то выдает за некий желаемый образ, у него в жизни должен быть паровозик из кубиков.
И не потому, что у папы и мамы не хватает денег на покупку хорошего паровозика, а именно потому что у ребенка должно развиваться воображение. И куколкой должна быть не Барби. Очень хорошо, если куколка – это цветочек, одуванчик с завитым стебельком, или тряпочка, завернутая определенным образом.
Я не говорю о том, что предельно конкретные игрушки не нужны, но обязательно должны быть и другие, способствующие тому, чтобы ребенок придумывал, воображал, сочинял. И чем раньше он начнет это делать, тем лучше. Погружение в гаджеты, особенно в раннем возрасте, в 2-3 года, пользу ребенку не приносят. Действия с настоящими невиртуальными предметами всегда гораздо более развивающие. Не зря в дошкольном возрасте такое большое значение имеет предметно-развивающая среда, то есть то, что ребенок может потрогать руками, подвигать, перемоделировать и придумать, что это у него такое получилось.
Пожалуй, все современные взрослые помнят свои шалаши из диванных подушек, палатки из штор... Если у вашего ребенка такого не наблюдается, он не воображает, сидя под столом, завешанным скатертью, что он в какой-то таинственной пещере, то, наверное, что-то из его детства ушло и это не потому что вы не купили ему очередную игрушку. Можно, конечно, приобрести огромный розовый домик для Барби, но гораздо лучше, если этот домик будет придуман, сочинен и место в нем займут не красивые покупные кроватки, а предметы, которые их заменяют.
Понятие «нормы» и «не нормы» – не догма
Когда мы говорим о нормальном или не нормальном развитии ребенка, разные специалисты используют разные критерии. Надо сказать, что современные дети все меньше и меньше укладываются в определенные рамки нормы, у каждого ребенка свой темп.
Специалистами для родителей издается достаточно много литературы. Прислушивайтесь к мнению врачей и психологов, если вас тревожит отсутствие контакта с ребенком, какие-то избыточные эмоциональные проявления. Услуги консультирования родителей существуют и оказываются зачастую бесплатно, в том числе в некоторых дошкольных учреждениях.
Задача консультационных центров – оказывать родителям помощь. Сюда можно прийти посоветоваться относительно развития ребенка, спросить, какие игрушки и книжки подходят по возрасту, на что стоит обращать внимание... Как правило, в консультационном центре работает психолог, специалист по дошкольному детству, и логопед, тот, кто наблюдает за психоречевым развитием ребенка.
Кроме того, в Екатеринбурге есть центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс». Здесь, кроме прочего, есть психолого-медико-педагогическая комиссия. У таких комиссий функция более жесткая, они работают с детками, у которых медики или другие специалисты фиксируют определенные отклонения. Родители, приходя с ребенком на комиссию, получают развернутые рекомендации, как дальше обучать и развивать ребенка, что необходимо для коррекции проблемы.
Так что, если врач, воспитатель или другой специалист в детском саду сказал вам, что у ребенка могут возникнуть сложности при получении образования, прислушайтесь. Хотя повторюсь, что сейчас дети еще более разнообразны, чем еще поколение назад. С каждым годом они все более отличаются друг от друга, и не всегда необычные внешние проявления ребенка свидетельствуют о том, что у него что-то не в порядке, что у него есть какое-то отклонение от нормы. Может быть, ребенок просто похож сам на себя, и у него есть возможность это проявить. Как раз в дошкольном детстве этого пресекать не надо.
С какого возраста можно водить ребенка на концерты, в театры, в цирк?
Это очень индивидуально. Есть дети, которые и в 2 года следят за представлением с удовольствием. Естественно, что надо соблюдать некие нормы напряжения, ребенок в 2 года вряд ли будет больше 15-20 минут подряд что-то сосредоточенно наблюдать, это для него не свойственно. Как правило, если говорить о театрах, то у них всегда на афишах указан возрастной диапазон: есть детские спектакли от 3, от 5, от 6 лет. В принципе, стоит этому следовать.
Если у ребенка уже есть театральный опыт, вы достаточно часто с ним ходите в театр, если ему это интересно, он это любит, то можно чуть-чуть перешагивать через возрастной диапазон, но делать это кардинально не стоит.
Некоторые родители гордятся: мы читаем книги для взрослых, мы смотрим спектакли для взрослых, но надо понимать, что это определенная иллюзия. Ребенок может терпеливо выслушивать концерт и смотреть спектакль, но освоение и переработка информации все равно осуществляется в соответствии с возрастом, в соответствии с тем, к чему ребенок готов на данный момент по своей физиологии, по развитию коры головного мозга. Мы знаем, что она достигает определенной фазы зрелости к 7 годам, и, пока не наступило созревание, не очень разумно и вредно вешать на ребенка дополнительную нагрузку. Здесь нужно быть очень аккуратными.