Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни.
Наталья НОВИКОВА,
психолог, специалист кабинета здорового ребенка МАУ ДГБ № 8
В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечет за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. При этом следует помнить, что развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего мира.
В каждом периоде своего развития ребенок знакомится с окружающим миром и познает его посредством игрушек. С их помощью малыш учится управлять своими движениями, различать и запоминать цвета и формы, считать, ориентироваться в пространстве, находить сходства и отличия предметов, классифицировать их по общим признакам.
Благодаря игрушкам у ребенка формируются многие важные умения и навыки, например, захват, удержание и перемещение предмета, концентрация внимания, усидчивость, а главное – получает свое развитие тонкая моторика рук, эмоциональная сфера и все психические функции малыша. Именно по этой причине так важно правильно подобрать для ребенка каждого возрастного периода подходящие развивающие игры и игрушки. Ведь интеллектуальные способности детей расширяются вместе с их ростом, а задачи и функции, которые должна выполнять игрушка, усложняются.
Игрушки, которые входят в жизнь малыша с 1-2 месяцев жизни, должны способствовать развитию зрения и слуха. Это яркий крупный легкий мяч, шар, музыкальный мобиль, другая яркая крупная игрушка (подвешивается над кроваткой на расстоянии 70-80 см от глаз младенца). Ведущим в развитии на этом этапе является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, малыша учат следить за движущейся игрушкой или взрослым, сосредотачивать взгляд на неподвижной, висящей над ним игрушке.
С 2-2,5 месяцев добавляются крупные сюжетные игрушки (кукла, мишка), которые помещают около кроватки, манежа. В это же время необходимы звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, неваляшка). Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность в глазах малыша. Кроме того, подбирают и вешают над грудью ребенка мелкие игрушки, которые можно захватывать рукой – погремушки с кольцами, подвески. В этот период происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: развиваются способности дифференцировать звуки, цвет и форму предметов.
Очень важным достижением в жизни малыша от 3 до 5-6 месяцев является развитие движений руки. Сначала ребенок наталкивается на подвешенные над грудью игрушки, к 4 месяцам захватывает, ощупывает и рассматривает их, а к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук. В этот период ему дают игрушки, удобные для захватывания. На основе этих движений развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт, а в дальнейшем, во втором полугодии, совершенствовать навыки приема пищи, развивать основные движения.
Для действий с предметами ребенку, начиная с 5-6 месяцев, дают разнообразные игрушки: пластмассовые, резиновые с пищалками, деревянные игрушки, шарики и мячики разных размеров. Среди игрушек из различных материалов обязательно должны быть образные: кукла-неваляшка и другие, простые по форме куклы из пластмассы, резины, ткани, фигурки животных. Эти игрушки должны быть выразительно оформлены – крупные глаза, яркий рот.
Психическое развитие ребенка второго полугодия первого года жизни связано с формированием предпосылок целенаправленных действий с предметами. Вначале у ребенка появляется желание повторять действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной руки в другую. Интерес к таким движениям связан с усилением ориентировочной деятельности малыша, научившегося к 5-6 месяцам рассматривать предметы, воспринимать их цвет, форму, звуки, издаваемые ими, и другие качества. Например, показывая малышу, как вкладывать шарик в коробку, нужно положить его так, чтобы раздался звук.
С 7-8 месяцев прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, кубы, корзинки с игрушками). Детям предлагаются одни и те же по тематике игрушки, но отличающиеся по цвету, величине, материалу. Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, машинки). На основе движений руки, сформировавшихся в первом полугодии, с 6-7 месяцев начинают развиваться действия с предметами. Вначале это повторения, производимые одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств (рассматривает, постукивает, нажимает, бросает, размахивает). Его занятия с игрушками становятся более длительными и разнообразными.
К 8-9 месяцам малыш использует каждую игрушку по-разному, в зависимости от ее свойств. Эти действия являются результатом накопленного личного опыта ребенка и носят вначале случайный характер. Затем развивается самоподражание (повторно толкает мяч, вынимает игрушку из ящика, открывает крышку, нажимает на клавишу). С 8-9 месяцев ребенку показывают красивые, приятные на ощупь мягкие игрушки. С этого возраста используются игрушки, с помощью которых ребенок овладевает способами соотнесения действий при складывании однородных, но разных по размеру предметов и игрушек, при закрывании коробок, игрушечных кастрюлек крышками. Полезны разъемные игрушки, кольца для надевания на дугу. Должны быть игрушки, побуждающие ребенка двигаться (мяч, машина, тележка), крупные игрушки (мишка или собака, кукла).
С 10-12 месяцев ребенок осваивает предметные действия при складывании пирамидок, матрешек, прокатывание шарика или мяча по желобку, в игре со сборно-разборными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичиками, призмами. Интересны для детей этого возраста игровые столики с прорезями для вкладывания соответствующих предметов разной формы, величины и цвета.
В период от рождения до года малыш только начинает свой путь познания мира, поэтому для него важно каждое качество, которым обладает игрушка – цвет, размер, форма, звук, вес, упругость, фактура, температура и прочее. Кроха учится действовать с предметами, выполняя различные манипуляции, – бросает, дергает, стучит, трясет, тянет, крутит, мнет, а также пробует их «на зуб». Благодаря этим действиям малыш учится прослеживать траекторию движения предмета, захватывать его и извлекать из него звук, сосредотачиваться на нем, а также координировать движения своих рук и устанавливать простейшую закономерность происходящих событий (игрушка упадет, если ее бросить, зазвенит, если потрясти). В связи с этим следует покупать для самых маленьких детей игрушки, разнообразные по своим качествам и свойствам, прочные, экологически чистые и не имеющие мелких и острых деталей.