Каждый родитель в своих мечтах видит ребенка талантливым и преуспевающим. Разносторонняя личность сама по себе не формируется – сначала ее надо пробудить в маленьком человечке, создав атмосферу творчества и фантазии. Беспроигрышным и самым уникальным средством воспитания было, есть и будет ее величество сказка.
Наталья НОВИКОВА,
психолог, специалист кабинета здорового ребенка МАУ ДГБ № 8
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – лени, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
С помощью сказки родителям легче объяснить понятие нравственности: что такое добро, а что – зло. Немаловажно, что в сказках всегда побеждает именно добро. Сказки сами по себе оптимистичны, что очень нравится детям. Трудно найти ребенка, которому нравился бы плохой конец, когда побеждает зло. (А, например, в комиксах часто доминирует зло.)
Народная мудрость нашла идеальный образ героев для малышей – животных, на примере которых ребенку легче объяснить и отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса, сильный как медведь, злой как волк, трусливый как заяц, преданный как пес и тому подобное.
В сказках изображаются определенные модели поведения, и в вымышленном мире ребенок получает своеобразный «первый» жизненный опыт. Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.
Соотношение вымышленного и реального мира помогает развивать абстрактное мышление у ребенка, что, в свою очередь, поможет развивать логику.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Чуткость, сочувствие, соучастие, искренность – именно эти оттенки чувственности формируются в душе ребенка, который вырастает не циничным, а отзывчивым человеком. Сказка помогает развить в них любовь к животному миру и братьям нашим меньшим.
Если сравнивать сказку и мультфильм, то сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности.
Прежде чем рассказывать своему чаду некую сказочную историю, стоит самим прочитать ее и задуматься, какие стереотипы она внушает. Некоторые сказки даже придется объяснять, чтобы у ребенка не сложилось превратное представление о жизни и отношениях. Например, всем известная сказка про Золушку, Спящую Красавицу и вообще рассказы о принцессах могут воспитать вашу дочь пассивной к жизни, заложить уверенность, что для того, чтобы прожить счастливо, нужно сидеть и ждать прекрасного принца.
Чем короче сказка, тем больше она «концентрирована» с точки зрения жизненной информации. Самые простые сказки – это сказки-предупреждения: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие. Через них передаются ребенку идея ценности жизни и предупреждение о подстерегающих его ловушках.
Сказка «Колобок» изначально кажется нам трагической сказкой, ведь главный ее герой погибает. Но если разобраться, то колобок рожден, чтобы быть съеденным. Это хлеб, пирожок, и в конце сказки он выполняет свое предназначение. Эта сказка учит нас принятию своего предназначения, умению вовремя остановиться в процессе испытания себя и осознать последствия нарушения запрета.
Каждая сказка несет в себе глубокий смысл и наставления. Например, сказка «Репка» начинается со слов: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая...», и ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Ведь репка сама выросла. И сказка говорит о том, что стоит только лишь начать дело, как оно пойдет, и результат непременно будет. Произведение К. Чуковского «Тараканище» подходит для тех деток, которые имеют страх перед чем-либо. Она учит преодолевать трусость и естественно учит быть храбрым. А вот сказка Л. Толстого «Лгун» учит говорить правду в любой ситуации. Также поучительна для детей история о «Зайце-хвастуне».
При чтении сказок следует придерживаться следующих правил:
Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства и воображение.