Хорошо, если ребенок рано начал говорить, знает несколько стихотворений, с удовольствием слушает сказки... А если нет? И тогда родители задаются вопросом: «А нам не рано заниматься с логопедом? Ведь ребенок еще такой маленький!». Давайте разбираться по порядку.
Яна ЗЫРЯНОВА,
логопед-дефектолог, руководитель логопедического центра «ЛОГОПЕДиЯ»
Маленький – это сколько? Для кого-то и в 15 лет любимое чадо – еще ребенок. А бывает и в 3 года – «взрослый», все понимающий, самостоятельный человечек.
Рекомендуется наблюдать за речевым развитием ребенка с самого рождения. Это первые звуки, гуление, лепет. В норме ребенок в полтора года должен говорить более 50 слов. А в два года – 350 слов и более, уже появляются фразы, предложения. Ребенок задает мамам, папам, бабушкам и дедушкам очень много вопросов, это этап «почемучек». Речь развивается стремительно, ребенок познает мир.
От 2-х до 3-х лет ребенок практически усваивает весь грамматический строй родного языка, правильно употребляет существительные, согласовывает их с прилагательными, правильно употребляет глаголы и местоимения. К трем годам усваивает звуки С, 3, Ш, Ж.
В 4-5 лет у ребенка формируется связная речь, он может пересказать услышанную сказку, понравившийся мультик, какое-то яркое событие, которое произошло в садике, и при пересказе речь будет связная, последовательная. К пяти годам формируются звуки Р, Л, Ч, Щ.
Если вашему ребенку скоро будет 3 года, а он все еще говорит МЯУ вместо КИСА, МУ вместо КОРОВА и т.д. или вообще «мычит» или «калякает» на своем языке... Вот тут стоит серьезно задуматься и бегом бежать к логопеду. Ведь если есть задержка в речевом развитии, то следствием этого может быть и задержка развития мышления ребенка.
По словам психолога Л.С. Выготского, в возрасте примерно двух лет в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление речевым. Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: «Как это называется?»). Ребенок начинает активно общаться. А как будет происходить это общение, если ребенок не говорит?
С самого рождения мама должна говорить со своим малышом, и пусть он ничего не отвечает, он все понимает и запоминает. Малыш с рождения познает мир, и мамина задача – ему в этом помогать.
Говорите с ребенком правильно
Речь мамы должна быть медленной. Сегодня жизнь современных родителей в мегаполисе очень быстрая и речь очень многих взрослых торопливая. Такую речь ребенок не воспринимает и не улавливает, он не успевает разделить ее на слова и понять смысл услышанного, а позже и сам ребенок начинает «калякать» так, что его не понимают взрослые.
В речи нужно использовать простые слова и простые предложения. Не нужно разговаривать с ребенком как со взрослым. Ваше выражения должны состоять из простых предложений. Например: киса бежит, ляля идет, Миша сидит. Ребенку легче будет это повторить.
Мама должна говорить постоянно. Когда мама находится вместе с ребенком, она должна говорить все время, нужно проговаривать все свои действия, все действия ребенка, все что вы видите вокруг себя. При этом мама не должна забывать про первые два пункта. Если ребенок не слышит вокруг себя речь, его собственная речь не формируется.
Не нужно с ребенком «сюсюкать». Особенно это любят бабушки. Можно обращаться к ребенку ласково и при этом не коверкать слова. Речь взрослых должна быть правильной и четкой.
Бывают и более серьезные нарушения, не просто задержка речевого развития (ЗРР), а моторная алалия, или еще хуже моторно-сенсорная алалия. Так вот, чтобы не услышать таких неприятных диагнозов, нужно все делать вовремя. Но если все-таки определенные нарушения у ребенка есть, то помощь логопеда, а может, и невролога, нужна как можно раньше.
Другой вопрос, что не все логопеды хотят или умеют, или считают нужным заниматься с «не-говорящими» детьми. Если вам сказали, что вашему ребенку по возрасту еще рано заниматься, а вы видите ряд определенных проблем, поищите другого логопеда. Есть логопеды, которые работают с детьми в возрасте от двух лет, в индивидуальных случаях и раньше.
Если ваш ребенок активно говорит в 1,5-2 года и строит длинные высказывания, но при этом многие звуки произносит неправильно, то уже в возрасте 2,5 лет можно заняться коррекцией, а точнее сказать профилактикой речевых нарушений.
Речь – явление не врожденное
Известно, что речь – важнейший компонент успешной социализации ребенка – наиболее интенсивно развивается в раннем возрасте. Ребенок осваивает ее постепенно, подражая взрослым. С появлением речи перестраивается вся психика малыша: изменения затрагивают познавательную и аффективную сферы, поведение, личностное развитие и многое другое. Речь стимулирует созревание различных структур мозга, влияет на их функциональную организацию.
Наряду с интеллектом речь является важным показателем развития малыша, а ее нарушения зачастую свидетельствуют о неблагополучии в психической сфере. Речь отражает успешность (или неуспешность) овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в данный период.
Речевые проявления ребенка раннего возраста отражают его коммуникативно-познавательную активность, в процессе которой закладываются основы будущих высших психических функций: мышления, внимания, памяти. Именно поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста особое внимание уделяется стимуляции (формированию) этой активности.
К сожалению, приходится признать, что в широкую практику целенаправленная работа по развитию речи детей раннего возраста не вошла. До сих пор многие специалисты, а вслед за ними и родители живут в плену сложившихся стереотипов. Если малыш молчит, в то время как его сверстники изъясняются достаточно развернутыми фразами, многие считают, что можно подождать до 5 лет, «как-нибудь само собой исправится». Увы, в большинстве случаев не исправится, а драгоценное время будет упущено.
Родители должны знать, что нельзя просто ждать, когда ребенок сам заговорит, и успокаивать себя тем, что многие дети начинают говорить только после трех лет. Ученые убедительно доказали, что недостаток стимулирующего воздействия взрослых на малыша в младенческом и раннем возрасте неизбежно приводит к необратимым последствиям.
Ошибочным являются и рассуждения о том, что мальчики начинают говорить позже и их речь развивается хуже, чем у девочек.