По крайней мере, у половины читателей, заглянувших в амбулаторную карточку своего ребенка, есть реальные шансы обнаружить там аббревиатуру ППЦНС. Что же она значит, спросим у доктора.
Елена ШАРОНОВА,
врач-невролог Детской поликлиники «УГМК-Здоровье», врач высшей категории
Перинатальное поражение центральной нервной системы – а именно так расшифровывается аббревиатура ППЦНС – у детей встречается достаточно часто. Основная причина – нарушение внутриутробного развития ребенка в связи с проблемами мамы во время беременности. Это могут быть гестозы, отеки, изменения со стороны артериального давления, различные факторы, приводящие к угрозе прерывания беременности, анемия (особенно та, что требует медикаментозной коррекции), различные гипоксические состояния, стресс… То есть все то, что может дать сбой в программе внутриутробного развития ребенка и привести к неправильному течению родовой деятельности.
Затяжные или, наоборот, быстрые роды тоже могут способствовать возникновению ППЦНС. Иногда ребенок застревает в родовых путях, и приходится использовать вакуум-экстракцию, или врачи уже в родах принимают решение провести экстренное кесарево сечение. Такие события, как правило, не проходят бесследно для нервной системы.
Многие нарушения очевидны в первые дни жизни малыша, и неонатологи отражают их в медицинском заключении при выписке мамы с ребенком из роддома.
Уже в месяц, при плановом осмотре ребенка, врач-невролог может оценить рефлексы и нарушения мышечного тонуса ребенка, а также сделать прогноз дальнейшего развития. В норме у младенцев наблюдается гипертонус: ручки-ножки прижаты к телу, кулачки сжаты. Ряд детей демонстрирует противоположное состояние – расслабленная, вялая, плохо удерживаемая поза – показатель того, что в дальнейшем возможна задержка созревания ребенка в плане двигательных функций. В этом случае ребенку надо помогать: подключать лечебную физкультуру, массаж, нередко остеопатическую помощь.
Следующий возрастной отрезок – с 3 до 6 месяцев – очень важен в плане развития. В этот период у ребенка формируются новые навыки, такие как перевороты с живота на спину и обратно. У детей с ППЦНС часто возникает асимметрия этого движения, то есть ребенок переворачивается только в одну сторону и не может перевернуться в другую. Эта асимметричность ведет за собой трудности в овладении ползанием, иногда даже к попыткам миновать эту фазу и сразу встать на ножки. Однако ползание – это самый сильный стимулирующий фактор гармоничного развития, он хорошо формирует межполушарное взаимодействие, укрепляет мышечный тонус. Поэтому, если мы видим предпосылки к такому развитию событий, мы стараемся ребенку помочь, рекомендуя массаж, физиопроцедуры, иногда медицинские препараты – все зависит от проявления симптомов и от их выраженности.
С 6 до 9 месяцев у ребенка с ППЦНС могут возникнуть трудности в формировании опорно-двигательного аппарата, например, неправильная постановка стоп, а также трудности в формировании базовой, слоговой структуры речи. Если мы замечаем, что ребенок не лепечет: ба-ба-ба, па-па-па, мы понимаем, что это может в дальнейшем привести к речевым нарушениям. В этом случае родители должны с помощью специальных упражнений стимулировать у ребенка формирование того базового ритма, который потом приведет к гармоничному развитию речи, моторики и жевания – все это взаимосвязано между собой.
Чтобы правильно оценивать развитие ребенка, требуется динамическое наблюдение врача-невролога на первом году жизни ребенка: в месяц, в три, шесть, девять месяцев и в год. Невролог – это самый посещаемый доктор на первом году жизни малыша.
У недоношенных детей свой календарь наблюдения, и он во многом зависит от срока гестации. Если ребенок родился с маленьким сроком гестации, с экстремально низкой массой тела, то до полугода невролог осматривает его, оценивая физические параметры, ежемесячно. Иногда требуется консультация нейрохирурга, окулиста, ортопеда и других специалистов. Если в 6 месяцев ситуация стабильная, если мы понимаем, что рисков возникновения тяжелых неврологических осложнений нет, то наблюдение осуществляется один раз в 2-3 месяца.
Благодаря высоким восстановительным способностям головного мозга дети с ППЦНС достаточно хорошо реабилитируются. У большинства детей перинатальное поражение нервной системы разрешается благополучно, то есть ребенок гармонично растет и развивается, речь и стато-моторные навыки формируются правильно и в срок. Однако у некоторых малышей все же есть проблемы в виде различных форм нарушения речи. В основном к этому приводит задержка созревания мозговых структур еще внутриутробно, то есть ребенок с рождения имеет предпосылки к неправильному формированию речи в дальнейшем.
В настоящее время очень много детей с общим недоразвитием речи: детки не могут грамотно рассказать о каких-то событиях, правильно склонять слова, использовать падежные окончания, менять слово по числам, невпопад вставляют предлоги. Собеседнику приходится уточнять смысловое значение слов и задавать наводящие вопросы, чтобы понять, что ребенок хочет сообщить. Такие ребятишки испытывают трудности в освоении учебного материала, не могут запомнить стихи.
Эти нарушения также связаны с перинатальными факторами и, как правило, требуют длительной коррекции со стороны невролога, логопеда-дефектолога и часто нейропсихолога. При таких формах нарушения речи обычно страдает и моторная составляющая: ребенок неловкий, неуклюжий, часто спотыкается, натыкается на предметы, не может прыгать на одной ножке, не способен освоить велосипед, у него не получается поцокать языком, надуть щеки или свернуть губы трубочкой.
Нередко ППЦНС приводит к формированию гипердинамического расстройства детства с синдромом гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. Ребенок очень подвижный, неусидчивый, неорганизованный, не может долго концентрировать внимание на каком-то занятии, часто отвлекается, быстро переключается с одного действия на другое… Если такому ребенку вовремя не помочь, то это состояние может обернуться большими проблемами при обучении в школе. Так что работа невролога продолжается и на уровне дошкольного, и на уровне раннего школьного возраста.
В настоящее время также очень много гиперчувствительных детей. В результате недоразвития сенсорной коры головного мозга ребенок принимает очень много информации, впитывает как губка, но мозг не может адекватно ее переработать, и возникает перегрузка. При сенсорной гиперчувствительности ребенок демонстрирует поведение гиперактивного ребенка. Важно различать эти нарушения.
Необходимо знать, что описанные здесь нарушения – далеко не полный список возможных последствий перинатального поражения центральной нервной системы.
Заботливые мама и папа всегда обращают внимание на то, как ребенок спит, как кушает, есть ли срыгивания, укладывается ли малыш в возрастной календарь развития, вовремя ли формируется гуление и лепет, замечают даже самые незначительные изменения в состоянии малыша, задают вопросы доктору, тщательно следуют всем его назначениям и не пропускают контрольные приемы. Таким образом, родители в содружестве со специалистами могут вовремя отреагировать на возможные проблемы со здоровьем ребенка и сообща их преодолеть.