Ваш малыш уже подрос и активно интересуется тем, что лежит на вашей тарелке? Значит, пришло время знакомить его со взрослыми продуктами: овощами, фруктами, кашами, мясом. Если вы будете соблюдать правила введения прикорма, то сделаете богаче меню вашего крохи, сохранив при этом здоровье маленького животика.
Нина ТОРИЦЫНА,
врач-детский диетолог, главный внештатный детский диетолог Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга
Мама должна кормить ребенка грудью как минимум до года. Однако после 4 месяцев одного грудного молока малышу уже недостаточно, но не по количеству, а по составу. Рацион грудничка нужно обогащать с помощью прикорма, который, помимо всего прочего, еще и помогает социализации ребенка. Это очень важно.
Прикорм нельзя вводить слишком рано и слишком поздно. Существует так называемое окно безопасности – интервал с 4 до 6 месяцев. То есть раньше 4 месяцев давать прикорм нельзя, а после 6 месяцев это очень тяжело сделать. Многие мамы стараются кормить детей исключительно грудью как можно дольше, оттягивая введение прикорма до 7-8… даже 9 месяцев. Однако с возрастом у ребенка развиваются пищевые ощущения и его крайне сложно приучить к непривычной пище.
Прикорм вводится только абсолютно здоровому ребенку, новый продукт нельзя давать в период проведения профилактических прививок, и самое главное правило: ребенок должен быть готов к приему новой пищи. Некоторые дети уже в 4 месяца готовы, некоторые в 4,5, некоторые – в 5. Очень здорово, что у нас есть такое широкое окно для введения прикорма – 2 месяца, когда доктор, наблюдающий ребенка, может адекватно его назначить.
Ребенок готов к введению прикорма тогда, когда он может принимать пищу в сидячем положении. Мы можем посадить малыша в детское кресло и поставить это кресло к столу – это и есть социализация. В это время меняется форма и способ приема пищи, ребенок видит, что лежит на тарелках у других членов семьи, он интересуется окружающим миром… А значит, благодаря прикорму развивается не только жевательная мускулатура, но меняются процессы переваривания пищи, меняется мироощущение.
Очень важный момент дачи прикорма – это постепенность. Многие мамы, заходя в магазин, покупают все, что стоит на полке, и пытаются сразу это ребенку дать. Так делать не нужно.
Еще одно условие адекватного введения прикорма – монокомпонентность. Сначала мы даем ребенку блюдо только из одного ингредиента. Можно начать с каши, овощного или фруктового пюре, но этот выбор должна сделать не мама по советам средств массовой информации, не соседка и не бабушка, а врач. Введение прикорма очень важный момент в жизни ребенка, накладывающий отпечаток на всю последующую жизнь. Специалисты кабинета здорового ребенка назначить прикорм не могут, но они могут объяснить маме, как и сколько его давать.
Знакомство с новым продуктом начинают с половины чайной ложки, в течение двух недель постепенно увеличивая количество до возрастной нормы. По истечении этого времени вводят следующий продукт.
Допустим, вы дали ребенку половину ложечки нового продукта – все хорошо, на следующий день дали целую ложечку – ребенок забеспокоился: с животиком непорядок, изменился стул. Вернитесь обратно на половину ложечки и давайте такое количество в течение недели, затем снова попробуйте дать целую ложечку. Таким образом вырабатывается пищевая толерантность. Может быть, у ребенка пока нет нужных ферментов, но благодаря принципам постепенности введения нового продукта ребенок будет его усваивать.
Пока не ввели один продукт, давать другой не нужно. Мамы переживают: неужели мой ребенок две недели будет есть одно и то же? Да! Он должен сформировать к новому продукту хорошее отношение. Ребенок до 15 раз может выплюнуть то, что ему дали, и мама должна сказать ему на это «Спасибо». Это очень хорошо: когда малыш так дифференцирует съедобное-несъедобное, он уже не потянет что-то плохое в рот.
Легче всего начинать прикорм с монокомпонентной гипоаллергенной безмолочной каши (рисовой, гречневой или кукурузной), потому что каши по своим вкусовым качествам очень близки к грудному молоку. Они энергетически емкие, ребенок легко их проглатывает.
После введения каши ребенку обычно дается овощное пюре, затем – фруктовое или даже мясное, если у ребенка есть показания, например анемия. Сейчас врач не ограничен в выборе продукта, он рекомендует то, что в данный момент ребенку необходимо.
Первая порция прикорма должна быть промышленного производства, хотя бы на начальном этапе – месяц-полтора.
Домашняя, «самоприготовленная» пища хороша тем, что в ней есть любовь мамы, она всегда особенная. Но в настоящее время очень сложно найти экологически чистый продукт на рынке, в магазине, даже на бабушкиной грядке, поэтому мамы должны ориентироваться в первую очередь на готовое детское питание. Особенно когда дело касается ребятишек, имеющих нарушения пищеварения.
Из овощей чаще всего первым мы вводим в рацион ребенка кабачок – быстрорастущий овощ, который легко накапливает нитраты. Не всякая семья может себе позволить проверять каждый овощ анализатором нитратов, поэтому проще и безопаснее покупать детское питание промышленного производства.
Детское питание рассчитано на разные возрасты: на упаковках указаны так называемые ступени – 1, 2, 3… Пища первой ступени гомогенизированная (однородная), второй – измельченная, затем в пище появляются кусочки. Это очень важно. К году ребенок должен получать измельченные продукты, а затем и кусочки, чтобы учиться жевать.
Если вы покупаете мясоовощные и мясокрупяные консервы, имейте в виду, что содержание мяса в них минимальное – 5-10% (иногда до 20%). Многие мамы считают, что ребенок, поев такие консервы, уже получил необходимое количество мяса. Однако это не так, мясо в них нужно добавлять. Кроме того, обязательно изучайте информацию на этикетке: состав и количественное содержание продукта, срок годности.
Достаточно часто мамы дают своим детям прикорм из бутылочки с соской. Это может привести к отказу от груди и неправильному развитию челюстно-лицевого аппарата, а услуги стоматологов нынче очень дороги. Когда ребенок ест пюре из ложки, он иначе берет пищу в рот, у него по-другому работают губы, десны, язык, пища дольше задерживается во рту, где начинается ее переваривание. Это нужно учитывать.
Также важно при введении прикорма не проявить насилие. Если ребенок не ест, нужно не силком совать ложку ему в рот, а разделить введение прикорма на два приема в день по чуть-чуть. Можно использовать маленькие хитрости: например, дать малышу прикорм не с ложки, а с маминого пальца или сбрызнуть новый продукт грудным молоком. Никаких «плясок» и мультиков не должно быть. Когда ребенку воспринимать пищу, если вокруг него тарарам: мама поет, папа танцует, бабушка «на голове стоит»? Нужна обычная спокойная обстановка.
Если мама в плохом настроении, в невзрачной одежде, ребенок не будет есть. Стоит только маме сменить наряд, надеть украшения, улыбнуться, – и ребенок тот же самый продукт будет воспринимать по-другому. Нужно создать благоприятные условия для приема пищи: сервировать стол, положить салфетку, поставить красивую тарелку, украсить блюдо, дать малышу самую обычную маленькую ложку и рассказать, что каша вкусная. Ребенок весь измазался в ней? Заботливая мама объясняет: ты весь грязный, некрасивый, надо аккуратно кушать ложечкой... Так мама учит малыша культуре.
Еще одна распространенная ошибка: мамы перемешивают все продукты в одной тарелке и это непонятное месиво дают ребенку. У ребенка, как и у взрослого, все должно быть раздельно. Можно чередовать: ложка каши – ложка мясного пюре. Мама должна понимать, сколько основного продукта съел ребенок.
Пока ребенок находится исключительно на грудном вскармливании, если он здоров, на улице и дома не жарко, – вода ему не нужна. Как только вводится прикорм, допаивать нужно обязательно. Почему-то мамы считают, что поить малыша надо чаями: ромашковым, шиповниковым... Однако ребенок должен получать, помимо них, еще и хорошую чистую воду. Сладкие напитки (соки, компоты) приводят к отказу от пищи, поэтому их нужно давать только в конце трапезы и в строго определенном количестве.