Психоречевое развитие:
норма или задержка?

Один из самых часто задаваемых вопросов на приеме детского невролога это правильно ли развивается мой ребенок? Доктор расскажет, как протекает психоречевое, эмоциональное и психологическое развитие малыша.

Ирина НЕВОСТРУЕВА

Ирина НЕВОСТРУЕВА,
врач-невролог высшей квалификационной категории ОДКБ № 1

Информация, касающаяся данной темы весьма объемна и не всегда однозначна, в особенности в таких источниках как Интернет и книги по психологии, написанные зачастую не медицинскими работниками, а парамедицинскими специалистами. По этой причине мы, неврологи, настоятельно рекомендуем родителям не заниматься самолечением и самообразованием в этом вопросе, а сначала пройти консультацию у квалифицированного специалиста, имеющего опыт работы с неврологической патологией детского возраста.

Итак, психоречевое развитие – это не сухой математический подсчет количества повторяемых или произносимых ребенком слов, это также и пассивная речь, то есть понимание речи, эмоциональное развитие, то есть адекватность и развитость эмоций, развитие моторной и координаторной сфер, а также своевременное развитие навыков самообслуживания и опрятности (о последних речь пойдет чуть позже).

Речевое развитие ребенка начинается с первых месяцев жизни, когда наряду со зрительным сосредоточением на объектах в 1-2 месяца появляются первые неосознанные звуки, не связанные с физиологическими потребностями. Через 1-2 месяца развивается гуление – плавные, музыкальные, разнотембровые звуки с эмоциональной окраской. Гуление чрезвычайно радует родителей, ведь это время первого речевого контакта с ребенком! В течение последующих 4-8 месяцев гуление постепенно усложняется и сочетается с быстрым эмоциональным развитием малыша. Эмоции становятся все сложнее и разнообразнее: это и радость, и обиды, и требования, и испуг, и заигрывания. Это также время появления первых зачатков манипуляционного поведения – расстройства эмоций, которое мы наблюдаем при преобладании в воспитании гиперопеки, изнеженности и т.д. В дальнейшем зачастую формируется истерический вариант поведения, что уже находится в сфере деятельности детских и семейных психологов.

Косвенные (не прямые!) признаки возможной задержки речевого и психоречевого развития мы можем заметить уже на этапе гуления (в 4-8 месяцев) и на этапе лепета (9-12 месяцев): скудность эмоций, не полная адекватность эмоций (плач при виде яркой игрушки, выраженный страх при громких звуках, например, при кашле, чихании мамы, равнодушие при виде знакомых лиц), а также скудность самих произносимых звуков, преобладание молчания или плача, отсутствие или слабый зрительный контакт, нежелание или даже избегание телесного контакта с мамой.

Важно также и моторное, и координаторное развитие человека – соответствие ребенка всем темповым моторным требованиям. Эти требования и предъявляет вашему малышу врач на неврологическом приеме.

Речевое развитие ребенка

Первый день рождения малыша – важный переломный момент в развитии речи, это время постепенного ухода лепетной речи (ма-ма, ба-ба, та-та-та) и появление первых слов. Это чаще всего слова наиболее легко произносимые артикуляционным аппаратом человека – мама, баба, тата, дай. Нужно помнить, что эти слова часто являются не полностью осознанными и в течение последующих 2-3 месяцев могут исчезать из речи ребенка, что часто пугает мам и вселяет в них страх о возможной остановке развития. Однако здесь на первый план выходит именно психологическое развитие ребенка: понимание обращенной к нему речи, выполнение простых инструкций (дай руку, пойдем кушать, иди ко мне, где папа и т.д.), появление желания работать руками (начало складывания и разбора пирамидок и подобных конструкций, ладушки). Двигательная система продолжает совершенствоваться, движения становятся более плавными и совершенными, к этому возрасту ходят без поддержки практически все дети.

Эмоциональная сфера также развивается, и после года набор эмоциональных реакций уже соответствует таковому у взрослого человека, однако из них наиболее проявляются смешливость, удивление, а также слезливость и требовательность, то есть эмоции несколько обострены и аффективны. Здесь мы также призываем родителей более адекватно и спокойно относиться к капризам, требованиям и непослушанию своих чад – ведь психоэмоциональное развитие еще в начале своего пути.

В 1 год 6 месяцев речевой запас ребенка, в том числе и понимание обращенной речи, уже достаточно объемен: обычно это 10-20-50 слов (это очень индивидуально!), эти слова произносятся осознанно, по теме, часто происходит повтор одних и тех же слов по несколько раз – ребенок учится правильно произносить новое или понравившееся слово, много требующих слов – дать, дай, идти, гулять, неть и т.д., осознанно произносятся «родные» слова – мама, папа, дядя, ляля. Очень характерен интерес к животным и развитие звукоподражания – мяу, гав-гав, бе-е, му-у-у.

В это время наблюдается прекрасный зрительный, эмоциональный, тактильный контакт, зачастую не только с родственниками, но и уже с другими, симпатичными ребенку людьми, заинтересованность новыми событиями и предметами, быстрое переключение внимания в играх, повышенная двигательная активность, часто беспорядочная и хаотичная (только не путайте с гиперактивностью), однако возможность привлечь внимание ребенка, успокоить и угомонить его все таки есть.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок обязательно консультируется педагогом-логопедом (чаще в детском дошкольном учреждении), при подозрении на психоречевую задержку по направлению невролога (начиная с 4 лет) обязательна консультация психиатра.

Выставив диагноз: «Задержка психоречевого (речевого) развития и формирования навыков» невролог начинает заниматься поиском причин данного явления с целью возможного воздействия на эти причины, параллельно проводятся консультации смежных специалистов, проводятся необходимые дообследования, и как можно в более короткие сроки начинается лечение.

В большинстве случаев, даже при неясной причине задержки развития, лечение невролога оказывается эффективным.

Сразу нужно сказать, что лечение при данной патологии является длительным и скрупулезным и включает медикаментозную коррекцию, физиотерапевтические методы, массаж, в том числе логопедический, методы нетрадиционной восстановительной терапии (транскраниальная микрополяризация, мануальная терапия, иглорефлексотерапия), регулярные занятия с дефектологом или логопедом.

Как уже указывалось выше, объем и продолжительность лечения, равно как и диагноз устанавливается только высококвалифицированным специалистом, имеющим опыт работы в детской неврологии, в особенности в неврологии раннего детского возраста.

В случае формирующейся психоречевой задержки мы имеем не только меньший, чем в норме речевой запас, но также и невероятно увеличенную двигательную активность, которую сравнивают с «двигательной бурей», невозможность успокоить и усадить ребенка, впечатление о неполном понимании обращенной речи, невыполнение простых инструкций.

Часто этому способствует неполный или очень короткий зрительный контакт, а также преобладание в речи воющих и ревущих звуков, зачастую очень громких и очень низких. Очень неблагоприятным признаком также считается замена собственной речи эхолалией – повторением произнесенных кем-то слов с полным подражанием эмоции, а также эхопраксия – повторение производимых кем-то действий.

В период с полутора до двух лет речь ребенка развивается стремительно, при увеличении количества слов от 50 и более появляются первые простые словосочетания (ляля бац, мама дай, дать чай), ребенок становится более наблюдательным, менее двигательно активным, с удовольствием слушает читаемые ему книги. В это время звукопроизношение еще далеко от совершенства, зачастую речь ребенка понимают только близкие люди, но количество слов увеличивается с каждой неделей, и, что важно, данные слова уже являются постоянными и не покидают словарный запас ребенка.

Возраст 2 года – важный период для осмотра невролога, так как здесь мы видим качественное изменение в развитии психики – это появление и развитие навыков самообслуживания и опрятности.

В подавляющем большинстве случаев к 2 годам ребенок 100% пользуется горшком (навык опрятности), кушает и пьет самостоятельно, снимает почти всю одежду сам, одевает некоторые простые вещи (качество навыка зависит от развития координаторной системы). Данные навыки есть результат работы многих систем – психика, движение, координация. Воспитательный фактор очень важен – гиперопека, спешка, нетерпеливость родителей тормозят развитие мелкой моторики, а анатомически и физиологически неразвитая кисть руки тормозит развитие речевых зон головного мозга.

В дальнейшем (в 2-3 года) развитие высшей нервной деятельности человека (речь, память, волевые качества и т.д.) оценивается неврологом в каждом конкретном случае индивидуально. При достаточном объеме речи постепенно улучшается ее качество, речь ребенка уже не похожа на речь иностранца – слова правильно выстраиваются в роде, падеже, числе, появляются короткие рассказы, осознается настоящее, прошедшее и будущее время, идентификация «я», окончательно формируются навыки.