Обращаясь к истории медицины, мы видим, что недоношенных детей выхаживали испокон веков. В давние времена для детей, родившихся ранее срока в 9 лунных месяцев, использовались самые простые способы выхаживания – теплая печь и грудное молоко матери или кормилицы.
Елена ДОЛГИХ,
главный внештатный специалист-неонатолог Министерства здравоохранения Свердловской области, педиатр-неонатолог высшей категории, врач-эксперт отдела контроля качества медицинской помощи ГБУЗ СО ОДКБ № 1, ассистент кафедры госпитальной педиатрии педиатрического факультета УГМУ, кандидат медицинских наук
Шло время, и в XX веке появились новые методы, технологии, медицинская аппаратура для лечения и выхаживания недоношенных новорожденных, которые совершенствовались из года в год. И сегодня, в веке XXI, современная медицина владеет теми необходимыми знаниями, технологиями, аппаратурой, которые позволяют с успехом лечить и выхаживать недоношенных детей, даже самых маловесных.
На территории Свердловской области внедрены и с успехом используются все современные перинатальные и неонатальные технологии лечения и выхаживания недоношенных новорожденных разного гестационного возраста. Эти задачи, в зависимости от группы перинатального риска беременной женщины, выполняют такие учреждения родовспоможения как ФГБУ «Уральский НИИ ОММ», Областной перинатальный центр ОДКБ № 1, Городской перинатальный центр ДГБ № 10 г. Екатеринбурга, а также межмуниципальные перинатальные и детские центры в структуре Демидовской больницы и Детской городской больницы г. Нижний Тагил, Городской больницы № 1 и Детской городской больницы г. Первоуральск, Детской городской больницы г. Каменск-Уральский, Городской больницы г. Асбест, Центральной городской больницы г. Ирбит, Городской больницы г. Краснотурьинск. Для эффективного амбулаторного наблюдения для детей, родившихся недоношенными, организованы Кабинеты мониторинга в Областной детской клинической больнице № 1 и межмуниципальных детских центрах.
Уважаемые мамы недоношенных детей, несмотря на всю значимость медицинских мероприятий, главным для вашего ребенка является ваша любовь и забота! Позвольте дать несколько практических советов по ежедневному уходу за младенцем.
Обеспечивайте телесный контакт с ребенком и общайтесь с ребенком
Реагируйте на плач ребенка.
Плач – это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо или он в чем-то нуждается. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше он страдает и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания. Главными причинами плача младенца являются:
Первое, что вы должны сделать – взять малыша на руки и дать ему грудь, и, если ребенок не успокаивается, постараться выяснить и устранить причину плача, не прекращая его утешать.
Удовлетворяйте потребности ребенка в сосании:
Гуляйте:
Проводите ежедневные гигиенические процедуры:
Обеспечивайте полноценный отдых и сон малыша:
Используйте свободное пеленание или не стесняющую движений одежду
Свободное пеленание – создание с помощью пеленки или конверта своеобразного «кокона» вокруг ребенка, внутри которого он мог бы свободно двигать руками и ногами; не используйте тугое пеленание.
Предотвращение неоправданного вмешательства в естественное функционирование организма:
Примите меры по предотвращению синдрома внезапной детской смерти:
Развитие психоневрологических функций |
Действия матери |
---|---|
Крупная моторика |
Развивать общую двигательную активность ребенка, стимулировать выполнение следующих действий:
|
Мелкая моторика |
Проводить массаж пальцев рук, пассивную гимнастику для пальчиков. Развивать у ребенка следующие умения:
|
Зрительное восприятие |
Для стимулирования зрительного восприятия ребенку необходимо предлагать яркие предметы, контрастные простые фигуры, чтобы он мог тянуться за ними и разглядывать их. |
Слуховое восприятие |
Для стимулирования слухового восприятия в период активного бодрствования ребенка необходимо:
По мере роста ребенку нравится издавать новые звуки, визжать или смеяться, ребенок имитирует звуки, которые слышит, поэтому важно «ворковать», копировать звуки ребенка. Выполняя привычные действия с ребенком, обязательно называть их, например: «Будем кушать», «Дай ручку» и т.п. |
Речь |
Для стимулирования этого навыка необходимо:
Мать должна реагировать на попытки ребенка говорить. |
Интеллектуальное развитие |
Для развития интеллекта важно способствовать формированию целенаправленных действий:
|
Игра |
Необходимо играть с ребенком. Можно предлагать в качестве игрушек чистые и безопасные предметы домашнего обихода, чтобы он мог держать их в руках, греметь ими, бросать их. Можно подвешивать игрушки, картинки с изображением квадратов или кругов в кроватке на расстоянии 45-50 см от глаз ребенка. |
Эмоции, социальное поведение |
Для установления эмоционального контакта с ребенком, необходимо как можно чаще брать его на руки, ласково разговаривать, поглаживать. |
Развитие психоневрологических функций |
Действия матери |
---|---|
Крупная моторика |
Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать выполнение следующих действий:
|
Мелкая моторика |
Предлагать ребенку игрушки, мелкие предметы для развития тонкой моторики, например:
При этом мать должна играть вместе с ребенком (нельзя оставлять ребенка без присмотра с мелкими предметами). Можно сжимать пальчики в кулачок и разжимать их, играть в «дай-дай», «ладушки», «сорока-ворона кашку варила», показывать «до свидания». |
Зрительное восприятие |
Развивать у ребенка навыки игры:
|
Слуховое восприятие |
Для развития навыка нужно:
|
Pечь |
Стимулировать способность ребенка по просьбе матери показывать части лица куклы или взрослого человека, узнавать предметы на картинках. Учить ребенка повторять новые слоги, подражая взрослому называть людей и предметы слогами. |
Интеллектуальное развитие |
Стимулировать познавательную активность, развивать навыки: искать спрятанную игрушку (на глаз у ребенка взрослый накрывает игрушку полотенцем или коробочкой, ребенка просят ее найти); узнавать значение коротких фраз: «Где мячик?», «Покажи носик» и т.п.; выполнять действия «помаши ручкой», «дай ручку» и т.п. |
Игра |
Обучать снимать со стержня пирамидки несколько колец, нанизывать кольца на стержень пирамидки, ставить кубик на кубик. |
Самообслуживание |
Формировать навыки принятия густой пищи с ложки |
Эмоции и социальное поведение
|
Стимулировать своевременное развитие у ребенка следующих коммуникативных и эмоциональных навыков: махать рукой на прощание, по просьбе обнимать родителей. Необходимо побуждать ребенка к подражанию действиям взрослого |