Warning: Use of undefined constant page - assumed 'page' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/c75102/xn--80aeabmonymc5bc.xn--p1ai/www/controller/controller.php on line 58
Уважаемые родители недоношенных детей! 

Уважаемые родители
недоношенных детей!

Обращаясь к истории медицины, мы видим, что недоношенных детей выхаживали испокон веков. В давние времена для детей, родившихся ранее срока в 9 лунных месяцев, использовались самые простые способы выхаживания – теплая печь и грудное молоко матери или кормилицы.

Елена ДОЛГИХ,
главный внештатный специалист-неонатолог Министерства здравоохранения Свердловской области, педиатр-неонатолог высшей категории, врач-эксперт отдела контроля качества медицинской помощи ГБУЗ СО ОДКБ № 1, ассистент кафедры госпитальной педиатрии педиатрического факультета УГМУ, кандидат медицинских наук

 

Шло время, и в XX веке появились новые методы, технологии, медицинская аппаратура для лечения и выхаживания недоношенных новорожденных, которые совершенствовались из года в год. И сегодня, в веке XXI, современная медицина владеет теми необходимыми знаниями, технологиями, аппаратурой, которые позволяют с успехом лечить и выхаживать недоношенных детей, даже самых маловесных.

На территории Свердловской области внедрены и с успехом используются все современные перинатальные и неонатальные технологии лечения и выхаживания недоношенных новорожденных разного гестационного возраста. Эти задачи, в зависимости от группы перинатального риска беременной женщины, выполняют такие учреждения родовспоможения как ФГБУ «Уральский НИИ ОММ», Областной перинатальный центр ОДКБ № 1, Городской перинатальный центр ДГБ № 10 г. Екатеринбурга, а также межмуниципальные перинатальные и детские центры в структуре Демидовской больницы и Детской городской больницы г. Нижний Тагил, Городской больницы № 1 и Детской городской больницы г. Первоуральск, Детской городской больницы г. Каменск-Уральский, Городской больницы г. Асбест, Центральной городской больницы г. Ирбит, Городской больницы г. Краснотурьинск. Для эффективного амбулаторного наблюдения для детей, родившихся недоношенными, организованы Кабинеты мониторинга в Областной детской клинической больнице № 1 и межмуниципальных детских центрах.

Уважаемые мамы недоношенных детей, несмотря на всю значимость медицинских мероприятий, главным для вашего ребенка является ваша любовь и забота! Позвольте дать несколько практических советов по ежедневному уходу за младенцем.

 

Организация «мягкого» привыкания недоношенного ребенка к условиям окружающей среды
(рекомендации проекта «Мать и дитя» Института здоровья семьи)

Обеспечивайте телесный контакт с ребенком и общайтесь с ребенком

Реагируйте на плач ребенка.

Плач – это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо или он в чем-то нуждается. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше он страдает и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания. Главными причинами плача младенца являются:

Первое, что вы должны сделать – взять малыша на руки и дать ему грудь, и, если ребенок не успокаивается, постараться выяснить и устранить причину плача, не прекращая его утешать.

Удовлетворяйте потребности ребенка в сосании:

Гуляйте:

Проводите ежедневные гигиенические процедуры:

Обеспечивайте полноценный отдых и сон малыша:

Используйте свободное пеленание или не стесняющую движений одежду

Свободное пеленание – создание с помощью пеленки или конверта своеобразного «кокона» вокруг ребенка, внутри которого он мог бы свободно двигать руками и ногами; не используйте тугое пеленание.

Предотвращение неоправданного вмешательства в естественное функционирование организма:

Примите меры по предотвращению синдрома внезапной детской смерти:

 

Занятия по уходу в целях развития для детей от рождения до 6 месяцев

Развитие психоневрологических функций

Действия матери

Крупная моторика

Развивать общую двигательную активность ребенка, стимулировать выполнение следующих действий:

  • поддерживать попытки ребенка
  • изменить свое положение тела;
  • выкладывать ребенка на живот,
  • присаживать,
  • переворачивать со спины на живот.

Мелкая моторика

Проводить массаж пальцев рук, пассивную гимнастику для пальчиков. Развивать у ребенка следующие умения:

  • открывать кулачок,
  • предлагать ребенку игрушку, чтобы он старался тянуться к ней и удерживать ее,
  • учить перекладывать предметы из одной руки в другую

Зрительное восприятие

Для стимулирования зрительного восприятия ребенку необходимо предлагать яркие предметы, контрастные простые фигуры, чтобы он мог тянуться за ними и разглядывать их.

Слуховое восприятие

Для стимулирования слухового восприятия в период активного бодрствования ребенка необходимо:

  • как можно больше разговаривать с ним, используя различные интонации,
  • звать по имени, побуждая к ответной голосовой реакции,
  • предлагать слушать различные звучащие игрушки (погремушки, колокольчики и т. п.).

 По мере роста ребенку нравится издавать новые звуки, визжать или смеяться, ребенок имитирует звуки, которые слышит, поэтому важно «ворковать», копировать звуки ребенка. Выполняя привычные действия с ребенком, обязательно называть их, например: «Будем кушать», «Дай ручку» и т.п.

Речь

Для стимулирования этого навыка необходимо:

  • называть ребенка по имени,
  • называть предметы, к которым он проявляет интерес,
  • называть имена людей.

Мать должна реагировать на попытки ребенка говорить.

Интеллектуальное развитие

Для развития интеллекта важно способствовать формированию целенаправленных действий:

  • кормить,
  • купать,
  • гулять с ребенком в определенные часы,
  • продумать «ритуал» подготовки ко сну, к кормлению, для того чтобы выработать у ребенка способность устанавливать простые причинно-следственные связи.

Игра

Необходимо играть с ребенком. Можно предлагать в качестве игрушек чистые и безопасные предметы домашнего обихода, чтобы он мог держать их в руках, греметь ими, бросать их. Можно подвешивать игрушки, картинки с изображением квадратов или кругов в кроватке на расстоянии 45-50 см от глаз ребенка.

Эмоции, социальное поведение

Для установления эмоционального контакта с ребенком, необходимо как можно чаще брать его на руки, ласково разговаривать, поглаживать.

 Занятия по уходу в целях развития для детей от 6 месяцев до 1 года

Развитие психоневрологических функций

Действия матери

Крупная моторика

Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать выполнение следующих действий:

  • поддерживать, когда ребенок делает попытки садиться, вставать и ходить,
  • ставить на ножки

Мелкая моторика

Предлагать ребенку игрушки, мелкие предметы для развития тонкой моторики, например:

  • обучать ребенка снимать со стержня пирамидки несколько колец и нанизывать кольца на стержень пирамидки,
  • опускать мелкие предметы в узкое отверстие.

При этом мать должна играть вместе с ребенком (нельзя оставлять ребенка без присмотра с мелкими предметами). Можно сжимать пальчики в кулачок и разжимать их, играть в «дай-дай», «ладушки», «сорока-ворона кашку варила», показывать «до свидания».

Зрительное восприятие

Развивать у ребенка навыки игры:

  • предлагать найти спрятанную на глазах игрушку,
  • спрашивать, «Где мама?»,
  • показывать ребенку игрушки и фотографии с четкими контурами, мелкие предметы, словесно обозначать их («му-му», «гав-гав»)

Слуховое восприятие

Для развития навыка нужно:

  • разговаривать с ребенком,
  • стимулировать малыша повторять интонацию речи взрослого,
  • воспроизводить новые услышанные звуки,
  • совершать плясовые движения под веселую музыку

Pечь

Стимулировать способность ребенка по просьбе матери показывать части лица куклы или взрослого человека, узнавать предметы на картинках. Учить ребенка повторять новые слоги, подражая взрослому называть людей и предметы слогами.

Интеллектуальное развитие

Стимулировать познавательную активность, развивать навыки: искать спрятанную игрушку (на глаз у ребенка взрослый накрывает игрушку полотенцем или коробочкой, ребенка просят ее найти); узнавать значение коротких фраз: «Где мячик?», «Покажи носик» и т.п.; выполнять действия «помаши ручкой», «дай ручку» и т.п.

Игра

Обучать снимать со стержня пирамидки несколько колец, нанизывать кольца на стержень пирамидки, ставить кубик на кубик.

Самообслуживание

Формировать навыки принятия густой пищи с ложки

Эмоции и социальное поведение

 

Стимулировать своевременное развитие у ребенка следующих коммуникативных и эмоциональных навыков: махать рукой на прощание, по просьбе обнимать родителей. Необходимо побуждать ребенка к подражанию действиям взрослого