Воспитание детей – трудоемкий и ответственный процесс, требующий большого терпения и мудрости. Всего учесть невозможно, и иногда случаются ошибки. Как их можно избежать, рассказывает доктор.
Владимир КОНДРЯ,
врач-психиатр детский центра психического здоровья детей и подростков областной клинической психиатрической больницы, врач-консультант центра охраны психического здоровья и информационной поддержки «Здоровая семья»
Чаще всего конфликты, напряженность, недопонимание в отношениях с ребенком возникают в тех случаях, когда родители упускают возможность формирования гармоничных навыков поведения в сознании ребенка в наиболее ответственные периоды созревания психической сферы. Происходит это по многим причинам, главной из которых является недостаток знаний об особенностях развития детской психики на разных возрастных этапах.
Наиболее ответственным и значимым временем для формирования гармоничного мировосприятия является период раннего детства (от рождения до 3-4 лет).
В это время ребенок воспринимает окружающий мир преимущественно посредством эмоций и чувств. Данное свойство восприятия обусловлено тем, что структуры головного мозга, отвечающие за рациональное, критическое мышление находятся на начальном этапе формирования. Образно можно сказать, что ребенок видит окружающий мир «сердцем». Учитывая эту особенность, важно понимать, что малыш очень чутко воспринимает все тонкости эмоционального состояния окружающих людей, интуитивно ощущает чувственную обстановку и контекст той или иной ситуации, свидетелем которой он является.
В этот период у ребенка формируется навык сопереживания, умение распознавать свои чувства и делиться ими с близкими и родными людьми. Многие родители ошибочно считают, что скрыв внешние проявления эмоционального напряжения (страха, тревоги, вины, обиды, раздражения), возникшие в течение дня под давлением обстоятельств, можно оградить ребенка от переживаний, связанных с изменением в состоянии мамы или папы.
Как бы старательно взрослые не скрывали свои эмоции и чувства, ребенок всегда ощущает малейшие перемены и тонкие оттенки в состоянии самых близких людей.
Учитывая эти особенности детского мировосприятия, необходимо с самого рождения в отношениях с ребенком, а также в отношения с родными людьми, развивать умение открыто делиться всеми тонкостями того, что происходит на сердце. Это позволит ребенку понять, что чувства, как собственные, так и окружающих людей это важно и ценно.
В любой конфликтной ситуации, сопровождающейся напряжением, на пике конфликта главное – сохранять самообладание и спокойствие. Ругать ребенка, кричать на него, использовать шантаж, манипулирование («не прекратишь кричать – не получишь сладкого в полдник...», «если сейчас же не успокоишься – всыплю ремня...», «если не соберешь игрушки – расскажу все отцу...» и т.п.) а тем более поднимать руку ни в коем случае нельзя!
Необходимо дождаться, пока ребенок самостоятельно успокоится, либо отвлечь его другим интересным занятием или предметом. Убедившись в том, что малыш «отпустил» конфликтную ситуацию, необходимо спросить, какие чувства он испытывал, что вызывало в нем внутренний дискомфорт. Может быть, помочь назвать переживания, которые он испытал в этот сложный момент. Это позволит ребенку понять, что его внутренний мир, чувства, интересы это важно для вас. Так для него откроется собственная значимость в жизни семьи. После этого нужно передать, что чувствовали вы в момент конфликта. Так ребенок научиться сопереживанию, сформирует умение ценить чувства близкого человека. Это позволит понять ему, что каждый поступок имеет последствия в виде реакции окружающих людей, научит ответственности за свое поведение.
Постоянная поддержка, сопереживание, проникновенность чувствами малыша в сложных, ситуациях позволит вам стать ему самым большим другом.
В этом случае вы завоюете самый крепкий авторитет, который ребенок пронесет в своем сознании через всю жизнь. Он будет знать, что вы примете его с любовью и пониманием всегда, вне зависимости от обстоятельств.
Ближе к 3-4 годам начинает формироваться личностный стержень. Обязательными качествами гармоничной личности являются высокие духовно-нравственные идеалы и установки, сила воли, стремление к творческой реализации, свобода и независимость взглядов, самодостаточность и т.д. Основной путь формирования этих качеств – научение примером собственного поведения. Многие родители забывают об этом и начинают требовать от ребенка выполнения тех правил, которые сами в быту не выполняют. Это воспринимается малышом как несправедливость, а слова родителей в таком случае теряют цену.
Чтобы ребенок всегда ценил слова, не пропускал значимые замечания мимо ушей, необходимо всегда подкреплять их либо собственным примером поведения, либо совместным выполнением с ребенком того правила, о котором вы договорились. Это будет честно.
Порой случается так, что ребенок отказывается от выполнения бытовых поручений, учебных заданий, какой бы то ни было трудовой деятельности. Подобные ситуации нередко сопровождаются конфликтами и напряженностью. Причиной отказов в данном случае является отсутствие у ребенка стремления к той или иной деятельности. Давить на него, добиваясь выполнения поручений любой ценой, – большая ошибка. Если требовать от малыша выполнения задачи, не объясняя смысла, «только лишь потому, что это кому-то нужно», существует риск стать для него источником ограничения свободы, а значит – врагом. В дальнейшем эта порочная практика может привести к оппозиционному поведению.
Для того чтобы ребенок имел гармоничную мотивацию к выполнению трудовых задач, ему необходимо на собственном примере показать, как можно испытывать радость от привычных дел. Для этого следует как можно чаще выполнять привычные дела по дому, на садовом участке, учебную работу и т.д. совместно, проявляя искреннюю увлеченность, радость. В процессе совместной деятельности ребенку необходимо показать, что его участие – незаменимо, ценно, насколько хорошо у него получается справляться с порученным делом. Основная задача в этом процессе – сформировать веру в собственные силы, любовь к труду, умение ставить целью радость от выполняемого процесса, а не оценку или мнение окружающих.
Одной из распространенных ошибок в воспитании является стремление родителей поощрить ребенка за хорошее поведение, выдающийся результат в чем-либо материальной ценностью (новая одежда, игрушки, гаджеты, деньги), поездкой к месту развлечений, вкусностями и т.п. Эта модель поощрения приводит к тому, что ребенок быстро привыкает к «товарно-денежным» отношениям. Родители для него становятся лишь источником материальных благ, а труд – способом получения приятных бонусов.
Часто такая модель взаимоотношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает требовать материального поощрения по каждому малейшему поводу и даже без него. Естественно, что возможность приобретать новые вещи имеется не всегда, и в такие моменты ситуация может заканчиваться «истериками». Для того чтобы не допустить подобного сценария, необходимо всегда проговаривать ребенку, что высшей целью при выполнении любого дела является получение радости от процесса. А ваш наглядный пример позволит ему понять, как это делается.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно выделить ряд основных принципов, которых следует придерживаться в воспитании детей:
Привитие любви, заботы, уважения себя и окружающих людей.
Важно помнить, что ребенок от рождения до 6-7 лет воспринимает в большей степени наглядный пример, нежели нравоучения, лекции о правильном и неправильном поведении, порицание. Образ взаимоотношений родителей между собой и с окружающими людьми воспринимается ребенком как долженствующий («так и должно быть», «это нормально»).
Формирование стержневой системы ценностей с разъяснением основополагающих понятий (совесть, честь, достоинство, искренность, благородство, отвага, великодушие, ответственность, счастье, мудрость, здоровье, добро, любовь, забота, уважение, доверие), совместным закреплением их на практике.
В момент сопровождения ребенка важно называть главные мотивы тех или иных поступков, объяснять, почему они являются справедливыми и правильными.
Недопущение психического/физического насилия.
Если ситуация требует оказать давление на ребенка для того, чтобы он принял решение либо выполнил то или иное поручение, значит ранее вы не сформировали в нем гармоничную мотивацию. Значит, ребенок недопонимает, зачем ему необходимо заниматься эти делом. В таком случае нужно объяснить значимость выполняемого процесса для всей семьи, помочь ощутить радость от выполнения поставленной задачи совместным участием. Ругать ребенка за тот или иной поступок, повышая тон голоса, допуская устрашение нельзя. Следует спокойно описать ребенку последствия поведения, разъяснить, почему тот или иной поступок был неуместен.
Использование только положительного подкрепления.
Любое поручение, задача, поставленная перед ребенком, должна преподноситься ему как способ воспитания силы, укрепления веры в себя, преумножение семейного блага и счастья родных и близких людей, получение радости от служения общему благу.
Воспитание в ключе эмоционального единения, командная философия.
Семья для ребенка должна позиционироваться как дружная, единая команда с общей целью. И эта цель – общее счастье, комфорт и благополучие. В соответствии с этим образом, каждый член семьи должен иметь свои четкие задачи, позволяющие достигнуть общую цель, нести ответственность за их выполнение. Родителям необходимо определить ребенку круг его обязанностей. Дать понять, что счастье семьи зависит о того, насколько качественно он выполняет самые простые задачи.
Безоценочное принятие ребенка.
Вне зависимости от того ведет ли ребенок себя прилежно либо допускает ошибки от недопонимания ситуации и ведет себя неподобающе – следует сохранять спокойствие, рассудительность. Важно пытаться проникнуться причиной того или иного поведения, проявив интерес к тому, какие чувства испытывает ребенок. Если поведение плохое, спокойно и мягко разъяснить, почему так вести себя не следует, рассказать о том, какие могут быть последствия тех или иных действий. Самое главное – дать ребенку возможность принять ответственность за свои поступки на себя. В такие моменты своим отношением к ситуации нужно уверить ребенка в том, что он при любых обстоятельствах любим, важен, ценен и незаменим, а родители – его надежная опора и поддержка в любой сложной ситуации.
Максимально увеличенное количество времени, проводимого вместе с ребенком.
Самое ценное в жизни, что может подарить родитель своему ребенку это любовь, внимание, тепло и забота. Все это дариться в моменты совместного времяпрепровождения. В современном мире родители все меньше и меньше времени проводят за живой игрой с детьми. Если ребенок испытывает недостаток положительных эмоций от родителей, он начинает искать другие способы их получения доступными путями. В наши дни часто происходит так, что дети пытаются утолить этот эмоциональный голод через компьютерные игры, чрезмерное поедание сладостей, постоянное стремление к покупке новых игрушек и вещей. К сожалению, очень скоро это приводит к формированию зависимости со всеми вытекающими последствиями в виде «истерик», неуспеваемости в школе, трудностей в отношениях с людьми и т.д.
Ребенок – это зеркало, которое в своем поведении отражает все, что ранее видел в окружающем его мире. Поэтому важно не только с умом строить внутрисемейные отношения, но и выбирать, в какой обстановке будет находиться ребенок вне дома.
Не забывайте о том, что полную, исчерпывающую информацию об основных принципах гармоничного сопровождения ребенка в сложных ситуациях можно получить у специалистов в области психического здоровья (детских психиатров, психотерапевтов). Любое психическое расстройство легче профилактировать, нежели значительно позже бороться с последствиями систематических ошибок в воспитании ребенка.
Если же, не смотря на выполнение всех рекомендаций, ребенок продолжает доставлять неприятности своим поведением, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
Ребенок кричит, не реагирует на уговоры, не переключается на другие процессы, игнорирует обращение.
Сохранять спокойствие, самообладание (не допускать раздражения, чувства вины, сомнения в отношении принятия решений).
Умыть холодной водой.
Отвлечь интересным процессом, игрушкой.
Если состояния случилось в общественном месте, по возможности уединиться.
Дождаться, пока ребенок успокоится.
Узнать, что расстроило ребенка (помочь описать возникшие чувства).
Поделиться собственными чувствами по поводу конфликта.
Не ругать и не кричать.
Убедившись в том, что ребенок спокоен, рассудить ситуацию с точки зрения справедливого отношения к себе и окружающим.
Обратиться за консультативной помощью к специалисту (детский психотерапевт, детский психиатр).