Выбираем частный детский сад:
руководство для родителей
В настоящее время в нашей стране образовательные услуги предоставляет великое множество муниципальных и частных детских садов. Эта статья расскажет, на что обращать внимание в детском учреждении.
Наталья ВОЛОСНИКОВА,
координатор по Свердловской области Межрегиональной ассоциации дошкольных организаций, председатель НП «Уральская ассоциация содействия негосударственным
дошкольным организациям», учредитель ДЦ «Солнечный луч»
Выбор муниципального детского сада нам ограничивают отделы образования, предоставляя путевку в конкретный детский сад. Частные детские сады, вы, безусловно, можете выбирать. Даже, если вы не рассчитываете водить ребенка в частный детский сад, возможно впереди у вас еще будут школы развития, детские клубы, группы неполного дня, поэтому мы будем называть все детские площадки детскими садами.
В среднем в одном микрорайоне располагается до 10 частных садов, расположенных как в отдельных зданиях, так и в офисных помещениях или в квартирах жилых домов. Не все они могут предоставлять официальную образовательную услугу, многие предоставляют услугу по присмотру и уходу за детьми.
Для начала предлагаю вам не отвергать ни один детский сад в нужном вам районе и не верить «на слово» многочисленным «мамским» форумам. Лучше будет выбрать время, пока вы в декрете, и посмотреть реальные детские сады и послушать реальных педагогов.
Итак, пишем список с телефонами и адресами, обзваниваем всех и договариваемся на встречу. Обратите внимание, если вам назначают только определенное время, – это должно насторожить. Хорошо, когда предлагают прийти в часы работы.
Предлагаем список важных моментов, которые вам стоит отметить при посещении:
-
есть или нет вывеска у детского сада, режим работы, обозначение юридического лица;
-
почищены ли ступени, если это зимнее время, убирает ли территорию дворник;
-
закрыли ли за вами дверь, калитку, есть ли магнитный замок, ключ – все это гарантия того, что ребенок никуда не уйдет;
-
что из себя представляет холл: есть ли ресепшен, банкетки для родителей, информационная доска, где и как стоит детская обувь, как хранится верхняя одежда, где можно раздеться родителю, есть ли зеркало и ложка для обуви для взрослых и детей;
-
удобно ли ребенку самостоятельно брать и одевать обувь и одежду – это говорит о том, насколько детское учреждение стремится к воспитанию самостоятельности детей и как скоро ваш ребенок будет одеваться сам;
-
есть ли фирменный стиль учреждения, уютно ли вам, есть ли ощущение порядка – это говорит об аккуратности и организованности педагогов.
В игровой и учебных комнатах, в групповых важно обратить внимание на следующие вещи:
-
как организовано хранение игрушек и методических материалов, вся ли мебель соответствует росту ребенка: что в доступе ребенка, а до чего он не достает;
-
как оснащены места для игры и занятий, хватает ли игрушек и развивающих материалов;
-
в каком состоянии детские книги, какие книги выставлены на стеллаж, подобраны ли по возрасту;
-
есть ли зеркало там, где дети одеваются и расчесывают волосы;
-
как и где хранятся игры (лото, лего и т.п.), в каком состоянии коробки;
-
соответствуют ли игрушки возрасту детей, много ли игрушек из пластика у детей до трех лет;
-
есть ли в группе питьевая вода, как организовано место для питья, соблюдается ли питьевой режим;
-
снова обращаем внимание на эстетику и уют;
-
есть ли уголок для творчества с карандашами и бумагой в свободном доступе;
-
как организован сон детей;
-
соответствуют ли росту ребенка раковины, унитазы, писсуары, крючки для полотенец в туалете, держатели для туалетной бумаги, одноразовые полотенца и мыло в доступе ребенка говорят о том, что детей приучают использовать эти предметы;
-
подписаны ли горшки, и есть ли список тех, за кем они закреплены, обязательно задайте вопрос, как они обрабатываются, инструкция по обработке горшков на стене говорит о том, что в детском саду за этим следят;
-
где подмывают малышей, сколько времени они находятся в подгузниках;
-
где и как дети принимают пищу, какие навыки поведения за столом им прививаются, как выглядит порция супа, второго и компота, эстетично ли выглядит накрытый стол;
-
кто готовит детям, зайдите на кухню, обратите внимание, предложили ли вам одеть халат и шапочку при посещении кухни, убраны ли волосы у повара под колпак (если пищу готовит кейтеринговая компания, посмотрите договор и фотографии производства);
-
из какой посуды едят и пьют дети, пластик и посуда со сколами запрещены.
Наличие в детском учреждении педиатра или медсестры – приятный бонус, особенно, если специалист знает, как не напугать малыша утренним приемом.
Теперь обратим внимание на пункты санитарного режима:
-
есть ли термометр в групповой;
-
приборы для очистки и увлажнения воздуха – хороший плюс;
-
есть ли график уборки помещений, график смены постельного белья, напечатанные на бумаге;
-
оставляют ли суточные пробы пищи, соответствует ли блюда тому, что написано в меню;
-
попросите показать санитарную книжку повара и тех людей, которые будут работать с вашим ребенком, – эти документы всегда должны находиться в детском саду;
-
зайдите в туалет для сотрудников.
Хорошо, если вам сразу удастся пообщаться с педагогом и помощником на группе, педагогами дополнительного образования.
Леггинсы, джинсы у женщин, футболки и сланцы, неубранные волосы говорят об отсутствии фирменного стиля и вкуса, так же как и яркие ногти, губы, резкий запах духов. Туфли на каблуках мешают работе, а резкие запахи могут вызвать у ребенка аллергию.
Послушайте, как и о чем говорят педагог и помощник: речь быстрая или плавная, есть ли акцент и особенности, например жаргонные слова или слова-паразиты. Если в присутствии вас педагог допускает жаргон и несдержанность, не думайте, что он так не говорит с детьми. Есть ли привычка сюсюкать или торопить ребенка. До шести лет ребенок формирует словарный запас, и очень важно, чтобы окружающие говорили правильно.
После осмотра помещения и знакомства с педагогом обязательно стоит узнать следующие важные вещи:
-
какие занятия входят в стоимость договора, а какие предоставляются за дополнительную плату;
-
какие этапы вам предлагают в период адаптации ребенка (сколько часов, дней, какова оплата), есть ли гибкий подход к адаптации ребенка;
-
есть ли первоначальный взнос;
-
какой образовательной программы придерживается детский сад;
-
на какое юридическое лицо оформляется договор, выдаются ли квитанции;
-
можно ли прийти на наблюдение группы в рабочее время без вашего ребенка;
-
есть ли у детского сада программа обучающих семинаров для родителей, как часто они проводятся;
-
как повышают квалификацию педагоги;
-
когда было последнее родительское собрание, какое участие принимают родители в жизни учреждения, кроме финансовых оплат.
После посещения детского сада стоит прийти к ним на прогулку, даже если это закрытая территория, и только после этого можно знакомиться с отзывами в интернете, смотреть сайт и страничку в соцсетях, а также слушать мнение других родителей.