Золотые правила безопасности:
дети с трех до восьми лет

Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно няне и водителю, крестной и близкому другу семьи. И больше никому. Правильное поведение ребенка в первую минуту общения с незнакомцем снижает вероятность беды на 90%. Как научить ребенка главным правилам безопасности? Рассказывает педагог, эксперт по детской безопасности.

Лия ШАРОВА

Лия ШАРОВА,
руководитель тренингового центра детской безопасности «Стоп-Угроза» (г. Москва)

Давайте исключим из разговоров с нашими детьми о возможной опасности слово «подозрительный». Настоящий преступник, который может увести вашего ребенка, не подозрителен. Он – самый не подозрительный из прохожих чаще всего. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок. Расскажите вашим детям, что «подозрительные» преступники существуют только в кино и криминальных новостях по телевизору. Все остальные – посторонние люди, которые не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать. И пока вы не расскажете об этом своим детям сто раз, пока вы не научите их автоматически отвечать ЛЮБОМУ человеку: «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать», вы не можете быть уверены абсолютно ни в чем. Они так и будут считать, что преступник ходит в маске и с пистолетом.

Используйте магию игры, чтобы малыш не пропустил наши советы мимо ушей.

Давайте малышам положительные установки вместо негативных. Вместо «Никогда ничего не бери у постороннего» говорите: «Всегда спрашивай меня, если кто-то предложит тебе угощение, игрушку или куда-то позовет, обещаешь?»

Каждый разговор на тему безопасности начинайте с вопроса:

Золотые правила безопасности

То есть как можно больше спрашивайте, вовлекайте в обсуждение, пусть ребенок говорит больше, чем вы, пусть предлагает сам.

Заменяйте наставления и запугивания игрой. Все уроки по безопасности, которые будут описаны ниже, лучше проигрывать на практике: весело, легко, наглядно. Мы должны показать на своем примере самые простые ситуации, именно показать, а не описать:

Каждый пример показывайте и просите повторить: «Теперь ты», или «Давай по очереди, например, я звоню в дверь, а ты как бы один дома».

Во время каждой прогулки уделяйте пять минут «проверке бдительности». Лучше не отвлекать ребенка от его занятий «для серьезного разговора», а вплетать беседы о безопасности в те промежутки времени, когда вы идете по улице, заходите в подъезд, садитесь в лифт, находитесь в гипермаркете, переходите улицу, проходите мимо стройки или гаражей. Попросите ребенка показать «подозрительных» людей и затем поговорите о том, что плохим человеком, скорее всего, окажется тот, кто не вызывает подозрения. Очень важна тренировка контакта с посторонними.

Попросите ребенка самому купить воздушный шарик или леденец в кафе, спросить, сколько времени, уточнить дорогу. Сюда же включаем наблюдение за машинами – запоминаем марки машин, тренируемся запоминать номера. Можно заучить улицы (например, по дороге в школу или детский сад) и номера домов, названия ближайших супермаркетов и учреждений. Эти простые упражнения развивают не только внимательность, но и умение оценивать окружающий мир с точки зрения безопасности.

Хвалите за внимательность, за интересную идею, за мнение. Пусть ребенок захочет разговаривать с вами на важные темы. Не перебивайте, это очень важно. Наша цель – доверие. Поэтому всеми способами поощряйте откровенность, говорите спасибо даже тогда, когда вам не нравится услышанное, иначе ребенок в следующий раз просто ничего не расскажет. Разговаривайте с детьми как можно чаще. Иначе дети, скорее всего, просто не расскажут о чем-то важном.

Подавайте пример. Смотрите в глазок. Всегда закрывайте входную дверь на ключ, даже если выходите на минуту. Не переходите на красный свет улицу и т.п. Все эти правила мы должны демонстрировать сами.

Рассказывайте конкретные истории: «К девочке во дворе подошел пожилой человек с котенком и попросил помочь донести его до дома…». Малышам читайте сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и другие, смотрите вместе мультики, отмечая опасные ситуации. Находите примеры правильного поведения: убегать, не открывать дверь, громко кричать и другие – и дополнительно привлекайте внимание малыша к этим моментам.

Хорошо, если у вас есть возможность отвести ребенка на тренинг по безопасности. В группе дети гораздо лучше запоминают важные правила и приобретают опыт уже на уровне закрепленного навыка. Если нет возможности пройти такой тренинг, то проигрывайте сами дома главный алгоритм безопасного поведения в случае общения с любым посторонним. Наша с вами задача – сделать всего лишь одну простую и вместе с тем самую сложную вещь – заставить включиться какой-то тумблер в сознании ребенка, который поможет в ситуации любого контакта с посторонним на секунду задуматься: «Почему этот человек заговорил со мной? Меня учили, что я никогда и никуда не должен идти с незнакомым человеком, что бы он ни говорил мне». Именно эта секунда осознанности зачастую решает все, и именно этот навык мы с вами и должны закрепить как можно прочнее.

Проверяйте. Проведите как минимум три проверки с помощью друзей, с которыми ребенок не знаком. Первая ситуация – звонок в дверь, когда ребенок один дома. Вторая – подарить чтото на улице и предложить куда-то пройти вместе. Третья – просьба о помощи, например – донести котенка до машины. Проверить нужно не только реакцию, но и степень откровенности. Пусть ваш друг в каждой из ситуаций попросит держать это в секрете, чтобы «не тревожить маму». Если ребенок не прошел проверку, то не рассказывайте ему о том, что мы сами смоделировали эту ситуацию. Просто примите к сведению, что нужно подготовить ребенка еще лучше.

Учите с ребенком телефоны, домашний адрес, как пользоваться кнопками быстрого набора, повторяйте, кому из знакомых взрослых можно доверять, рассказывайте про «Круг доверия», несколько раз проигрывайте «Главный алгоритм правильного поведения с незнакомцами». Рассказывайте детям о том, что никто из посторонних не должен их трогать, целовать и гладить. Подать эту информацию можно так: «У каждого человека есть свое личное пространство, в которое разрешено входить только самым близким. Твои близкие – это твоя семья. Поэтому если кто-то другой будет тебя обнимать или гладить, то нужно отойти, сказать: «Не надо меня трогать», а затем обязательно рассказать мне».

Попросите ребенка научить кого-то из младших, передать опыт, объяснить, выступить в роли учителя, показать, как надо отвечать незнакомцам. Роль наставника совершенно меняет отношение ребенка к нашим советам.

Золотые правила безопасности

Мы не можем сделать так, чтобы нашим детям никогда ничто не угрожало. Но мы можем многое сделать для того, чтобы в случае опасности они не просто знали, как поступать правильно, но и умели это делать без замешательства и сомнений.

Чем меньше мы будем пытаться держать ребенка в иллюзии безопасности, тем подготовленнее и сильнее он будет в будущем. И для этого совершенно не обязательно запугивать, угрожать или драматизировать. Мир прекрасен, но в нем есть зло.

Детей учат быть вежливыми со взрослыми, никогда не грубить, слушаться и не повышать голоса, помогать старшим. Но это неправильно. Слушаться нужно только тех взрослых, которых вы знаете хорошо. Это родные, учителя, врачи в поликлинике и все.

Главный алгоритм правильного поведения с незнакомыми людьми на улице

  1. Не останавливаться, если тебя позвали или окликнули по имени. Психологически сложнее уйти, если ты уже остановился, поэтому нужно, не сбавляя шага, проходить мимо. Можно ответить: извините, я спешу. Еще лучше – молча идти мимо, ускорив шаг.
  2. Помнить главное правило: ни один взрослый человек не должен просить о помощи незнакомого ребенка, не должен ничего предлагать ему, не должен никуда звать с собой. Со взрослым, который задерживает тебя, можно и нужно быть невежливым, не отвечать на его вопросы, убегать, громко кричать, защищаться, если пытается удержать.
  3. Что бы ни говорил незнакомец, нужно отойти от него и громко сказать: «Я вас не знаю. Я не буду с вами разговаривать» и сразу же быстро уйти или убежать.
  4. Если человек перегородил дорогу и не отходит, нужно громко сказать: «Если вы сейчас же не уйдете, я закричу». После этого, если человек сразу же не отошел, нужно громко кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека! Он хочет меня похитить!». Преступник не станет гнаться за кричащим ребенком.
  5. Не нужно стесняться и молчать, нельзя плакать. Нужно кричать и бежать в сторону людей, просить их о помощи: «Вон тот человек пристает ко мне. Пожалуйста, помогите».
  6. Если поблизости нет людей, то бежать нужно в любое безопасное место: магазин, аптеку, офисное здание с вывесками, метро, остановку общественного транспорта, школу, детский сад, поликлинику.
  7. Оказавшись в безопасном месте, нужно сразу же звонить родителям. О любой подозрительной, непонятной ситуации нужно сразу же сказать родителям.
  8. Нельзя прятаться в подъезде, среди гаражей или на стройке, бежать в сторону парка или стоянки автомобилей.
  9. Если тебя схватили, нужно громко кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!», падать на землю, цепляться за кусты, заборы, скамейки, разбрасывать вещи.
  10. Никогда не подходить к чужим автомобилям. Если за тобой медленно едет машина, нужно развернуться и побежать в противоположном направлении.

Золотые правила безопасности

Что должен уметь дошкольник

  1. Всегда сообщать, если он хочет куда-то пойти, что-то взять, что-то сделать.
  2. Иметь представление о добре и зле, о плохих и хороших людях, о своих и чужих. Знать наизусть домашний адрес, номера телефонов родителей и как минимум двух доверенных лиц.
  3. Знать об интимных частях тела, позволять объятия и поцелуи только членам семьи.
  4. Рассказывать родителям, если кто-то его просит держать что-то в секрете, запугивает или предлагает угощения, подарки, общение с домашними животными, прогулки, развлечения, приглашает в гости.
  5. Знать «Алгоритм правильного поведения с посторонним» и потренироваться в игре на практике.
  6. Уметь говорить «нет».
  7. Знать, что нужно делать, если он потеряется в людном месте.
  8. Знать, что ни под каким предлогом нельзя подходить к чужим автомобилям, если его кто-то подзывает.
  9. Знать безопасные и опасные места на улице (если ребенок гуляет самостоятельно).
  10. Знать, что никогда нельзя уходить из детского сада или из школы с кем-то, кроме родителей и заранее оговоренного круга доверенных лиц.

Сайты и контакты центров и порталов детской безопасности

Портал о детской безопасности. На сайте можно прочитать полезные статьи по всем основным направлениям защиты детей – от психологических проблем до техники безопасности в школе.
www.bezopasnost-detej.ru

Портал детской безопасности МЧС РФ «Спасэкстрим». Здесь можно найти методические пособия, материалы «Школы Безопасности», уроки основ безопасности жизнедеятельности, можно посидеть на сайте с ребенком – все очень мультяшно и доступно.
www.spas-extreme.ru

Центр консультирования по детской безопасности «Стоп-Угроза». Здесь учат детей защищаться от педофилов и мошенников на улице и в Интернете, проводят внеклассные занятия в школах, бесплатные семинары для родителей, индивидуальную работу с жертвами нападений. Сюда можно обратиться, чтобы обезопасить ребенка от возможной беды.
www.stop-ugroza.ru

Ресурс Общественной палаты РФ по поиску пропавших детей. Сюда можно сообщить о противоправном контенте на интернет-сайтах, о случаях жестокого обращения с детьми и о пропавших детях.
www.nedopusti.ru

8-800-505-51-23 – горячая линия национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям.

Добровольный поисковый отряд «Лиза Алерт» – оперативный поиск пропавших детей. Сюда можно сообщить о пропавших и найденных детях, принять участие в розыске.
www.lizaalert.org
8-800-700-54-52 – горячая линия.

МОО «Союз социальной защиты детей». Помощь неблагополучным семьям, беспризорным детям и детям-инвалидам.
www.uscc.ru