Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно няне и водителю, крестной и близкому другу семьи. И больше никому. Правильное поведение ребенка в первую минуту общения с незнакомцем снижает вероятность беды на 90%. Как научить ребенка главным правилам безопасности? Рассказывает педагог, эксперт по детской безопасности.
Лия ШАРОВА,
руководитель тренингового центра детской безопасности «Стоп-Угроза» (г. Москва)
Давайте исключим из разговоров с нашими детьми о возможной опасности слово «подозрительный». Настоящий преступник, который может увести вашего ребенка, не подозрителен. Он – самый не подозрительный из прохожих чаще всего. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок. Расскажите вашим детям, что «подозрительные» преступники существуют только в кино и криминальных новостях по телевизору. Все остальные – посторонние люди, которые не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать. И пока вы не расскажете об этом своим детям сто раз, пока вы не научите их автоматически отвечать ЛЮБОМУ человеку: «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать», вы не можете быть уверены абсолютно ни в чем. Они так и будут считать, что преступник ходит в маске и с пистолетом.
Используйте магию игры, чтобы малыш не пропустил наши советы мимо ушей.
Давайте малышам положительные установки вместо негативных. Вместо «Никогда ничего не бери у постороннего» говорите: «Всегда спрашивай меня, если кто-то предложит тебе угощение, игрушку или куда-то позовет, обещаешь?»
Каждый разговор на тему безопасности начинайте с вопроса:
То есть как можно больше спрашивайте, вовлекайте в обсуждение, пусть ребенок говорит больше, чем вы, пусть предлагает сам.
Заменяйте наставления и запугивания игрой. Все уроки по безопасности, которые будут описаны ниже, лучше проигрывать на практике: весело, легко, наглядно. Мы должны показать на своем примере самые простые ситуации, именно показать, а не описать:
Каждый пример показывайте и просите повторить: «Теперь ты», или «Давай по очереди, например, я звоню в дверь, а ты как бы один дома».
Во время каждой прогулки уделяйте пять минут «проверке бдительности». Лучше не отвлекать ребенка от его занятий «для серьезного разговора», а вплетать беседы о безопасности в те промежутки времени, когда вы идете по улице, заходите в подъезд, садитесь в лифт, находитесь в гипермаркете, переходите улицу, проходите мимо стройки или гаражей. Попросите ребенка показать «подозрительных» людей и затем поговорите о том, что плохим человеком, скорее всего, окажется тот, кто не вызывает подозрения. Очень важна тренировка контакта с посторонними.
Попросите ребенка самому купить воздушный шарик или леденец в кафе, спросить, сколько времени, уточнить дорогу. Сюда же включаем наблюдение за машинами – запоминаем марки машин, тренируемся запоминать номера. Можно заучить улицы (например, по дороге в школу или детский сад) и номера домов, названия ближайших супермаркетов и учреждений. Эти простые упражнения развивают не только внимательность, но и умение оценивать окружающий мир с точки зрения безопасности.
Хвалите за внимательность, за интересную идею, за мнение. Пусть ребенок захочет разговаривать с вами на важные темы. Не перебивайте, это очень важно. Наша цель – доверие. Поэтому всеми способами поощряйте откровенность, говорите спасибо даже тогда, когда вам не нравится услышанное, иначе ребенок в следующий раз просто ничего не расскажет. Разговаривайте с детьми как можно чаще. Иначе дети, скорее всего, просто не расскажут о чем-то важном.
Подавайте пример. Смотрите в глазок. Всегда закрывайте входную дверь на ключ, даже если выходите на минуту. Не переходите на красный свет улицу и т.п. Все эти правила мы должны демонстрировать сами.
Рассказывайте конкретные истории: «К девочке во дворе подошел пожилой человек с котенком и попросил помочь донести его до дома…». Малышам читайте сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и другие, смотрите вместе мультики, отмечая опасные ситуации. Находите примеры правильного поведения: убегать, не открывать дверь, громко кричать и другие – и дополнительно привлекайте внимание малыша к этим моментам.
Хорошо, если у вас есть возможность отвести ребенка на тренинг по безопасности. В группе дети гораздо лучше запоминают важные правила и приобретают опыт уже на уровне закрепленного навыка. Если нет возможности пройти такой тренинг, то проигрывайте сами дома главный алгоритм безопасного поведения в случае общения с любым посторонним. Наша с вами задача – сделать всего лишь одну простую и вместе с тем самую сложную вещь – заставить включиться какой-то тумблер в сознании ребенка, который поможет в ситуации любого контакта с посторонним на секунду задуматься: «Почему этот человек заговорил со мной? Меня учили, что я никогда и никуда не должен идти с незнакомым человеком, что бы он ни говорил мне». Именно эта секунда осознанности зачастую решает все, и именно этот навык мы с вами и должны закрепить как можно прочнее.
Проверяйте. Проведите как минимум три проверки с помощью друзей, с которыми ребенок не знаком. Первая ситуация – звонок в дверь, когда ребенок один дома. Вторая – подарить чтото на улице и предложить куда-то пройти вместе. Третья – просьба о помощи, например – донести котенка до машины. Проверить нужно не только реакцию, но и степень откровенности. Пусть ваш друг в каждой из ситуаций попросит держать это в секрете, чтобы «не тревожить маму». Если ребенок не прошел проверку, то не рассказывайте ему о том, что мы сами смоделировали эту ситуацию. Просто примите к сведению, что нужно подготовить ребенка еще лучше.
Учите с ребенком телефоны, домашний адрес, как пользоваться кнопками быстрого набора, повторяйте, кому из знакомых взрослых можно доверять, рассказывайте про «Круг доверия», несколько раз проигрывайте «Главный алгоритм правильного поведения с незнакомцами». Рассказывайте детям о том, что никто из посторонних не должен их трогать, целовать и гладить. Подать эту информацию можно так: «У каждого человека есть свое личное пространство, в которое разрешено входить только самым близким. Твои близкие – это твоя семья. Поэтому если кто-то другой будет тебя обнимать или гладить, то нужно отойти, сказать: «Не надо меня трогать», а затем обязательно рассказать мне».
Попросите ребенка научить кого-то из младших, передать опыт, объяснить, выступить в роли учителя, показать, как надо отвечать незнакомцам. Роль наставника совершенно меняет отношение ребенка к нашим советам.
Мы не можем сделать так, чтобы нашим детям никогда ничто не угрожало. Но мы можем многое сделать для того, чтобы в случае опасности они не просто знали, как поступать правильно, но и умели это делать без замешательства и сомнений.
Чем меньше мы будем пытаться держать ребенка в иллюзии безопасности, тем подготовленнее и сильнее он будет в будущем. И для этого совершенно не обязательно запугивать, угрожать или драматизировать. Мир прекрасен, но в нем есть зло.
Детей учат быть вежливыми со взрослыми, никогда не грубить, слушаться и не повышать голоса, помогать старшим. Но это неправильно. Слушаться нужно только тех взрослых, которых вы знаете хорошо. Это родные, учителя, врачи в поликлинике и все.
Главный алгоритм правильного поведения с незнакомыми людьми на улице
Что должен уметь дошкольник
Портал о детской безопасности. На сайте можно прочитать полезные статьи по всем основным направлениям защиты детей – от психологических проблем до техники безопасности в школе.
www.bezopasnost-detej.ru
Портал детской безопасности МЧС РФ «Спасэкстрим». Здесь можно найти методические пособия, материалы «Школы Безопасности», уроки основ безопасности жизнедеятельности, можно посидеть на сайте с ребенком – все очень мультяшно и доступно.
www.spas-extreme.ru
Центр консультирования по детской безопасности «Стоп-Угроза». Здесь учат детей защищаться от педофилов и мошенников на улице и в Интернете, проводят внеклассные занятия в школах, бесплатные семинары для родителей, индивидуальную работу с жертвами нападений. Сюда можно обратиться, чтобы обезопасить ребенка от возможной беды.
www.stop-ugroza.ru
Ресурс Общественной палаты РФ по поиску пропавших детей. Сюда можно сообщить о противоправном контенте на интернет-сайтах, о случаях жестокого обращения с детьми и о пропавших детях.
www.nedopusti.ru
8-800-505-51-23 – горячая линия национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям.
Добровольный поисковый отряд «Лиза Алерт» – оперативный поиск пропавших детей. Сюда можно сообщить о пропавших и найденных детях, принять участие в розыске.
www.lizaalert.org
8-800-700-54-52 – горячая линия.
МОО «Союз социальной защиты детей». Помощь неблагополучным семьям, беспризорным детям и детям-инвалидам.
www.uscc.ru